"Идти, Исследовать, Искать"

В.А. Русанов

Сезон 2016 года.

Автор 
Оцените материал
(2 голосов)

…Еще не вижу, но точно знаю, что за пологим изгибом Енисея, увижу краны порта Дудинка.

Уже более двадцати минут, как, укрывшись под ярами правого берега от порывистого С-В ветра, заглушив лодочный мотор, очень ранним утром, в тишине, дрейфую вдоль берега.
Время от времени, какой-нибудь ошалевший порыв ветра, прорвется по распадку яра к реке, оставляя неширокую полосу крупной ряби на глянце воды. Каждая, такая полоса ряби возвращает в действительность, сегодняшнего, очень раннего солнечного утра.
Выпита крайняя кружка остывшего кофе из термоса, собраны на завтрак остатки сухпая из контейнера, что всегда под рукой.
Навигатор показывает оставшиеся километры до Дудинки – очень небольшое расстояние, в сравнении с пройденным, за предыдущие 18 суток пути.
Еще не произнося вслух, но, уже понимая, что "Ты, это сделал", что уже никакие географические и климатические препятствия не в силах помешать тебе закончить маршрут – в расслабляющемся сознании, место, оставляемое путевыми думами, расчетами, прогнозами, неспешно занимают воспоминания. Воспоминания прошедших дней – дней, сезона 2016 года.

   -- За год до … --

…Снаряжение, лодочные моторы, шлюпка перезимовали арктическую зиму успешно.
Ремонт и ревизия моторов, спуск шлюпки на воду – все прошло в запланированные трое суток.
Очень повезло с погодой – солнце, штиль, изредка и ненадолго сменялись легким туманом и небольшой облачностью. Пару дней загорал во время своей работы на лодочной пристани. Был свидетелем и с трудом сдержался, чтобы не стать участником массового купания Диксончан в выходной день, здесь же, на лодочной станции.
В этом году весна на Диксон пришла очень рано. Очень ранняя, быстрая и теплая весна.
Старожилы поселка не могут припомнить, чтобы лед уходил из проливов и бухт Диксона в столь ранние сроки. Чтобы, кто не говорил, а признаки глобального потепления на лицо. Очередной ли это цикл или виток спирали во всеземном климатическом порядке, но с каждым годом становиться все теплее и теплее, и это заметно.
Диксон преображается. Начинается полномасштабная разработка крупного угольного месторождения вблизи поселка. Завозится техника, оборудование, материалы. Приезжают новые люди.
Что-то собираются строить новое, что-то старое, уже сравняли с землей, освободив место для нового.
Планы, масштабы, инвестиции, все с приставкой "очень большие" – угольное месторождение в верховьях реки Лемберова, что в 12 километрах от Диксона.
От прошлогодней спокойной, размеренной жизни поселка, не осталось и следа. Очень повезло стать свидетелем этого перевоплощения, оказаться на границе двух периодов в жизни Диксона. Возможно, когда-нибудь, это будет интересное сравнение.
Как и везде, в таких случаях обозначился вопрос взаимопонимания, местами даже толерантности, между местными жителями и приезжими. Много разговаривал с людьми Диксона на эту тему, много мнений слышал. Кто окажется прав, покажет время, знаю одно - "под лежачий камень, вода не течет", для развития необходимо движение и это движение в поселке уже видно.

  -- Поселок Диксон. 2016 год --

 За время, что был на Диксоне, удалось выполнить программу экспедиции, которую в прошлом году по техническим причинам выполнить не получилось.

 

Побывал на мысе С-Восточном, где земля заворачивает на восток, оканчивается полуостров материка и соленые воды Енисейского залива начинают называться Карским морем.

 -- мыс Северо-Восточный. 2016 год --

По морю, дошел до передающей радиостанции Новый Диксон, которая находится/лась на С-З острова, в пяти километрах от островного поселка. Некогда, мощнейшая радиопередающая станция Арктики… При посещении острова, во время экспедиции 2008 года, моему напарнику радиолюбителю удалось побывать на "Передающей", пообщаться с небольшим коллективом станции. Функционировала тогда, конечно, уже минимальная часть оборудования. В 2008 году, станция еще была нужна. Сегодня, "некогда, мощнейшая радиопередающая станция Арктики…", оставлена навсегда.

   -- остров Диксон. Радиопередающая станция "Новый Диксон"--

 В этот же день, удалось дойти до острова Большой Медвежий, из группы Медвежьи острова, на котором находиться/лась радионавигационная станция "о. Медвежий", где с 1930-го года установлен маяк и по сегодняшний день, помогающий капитанам ориентироваться в море. Здесь, совместно с маяком, до 1940-х годов несла свою "туманную вахту" артиллерийская пушка, в непогоду стреляя через определенное время, тем самым, ориентируя суда в тумане. Теперь, эта пушка занимает достойное почетное место в центре берегового поселка.
Не раз, об этой станции, упоминал в своей книги об Арктики "Розовая чайка" почетный полярник, поэт, корреспондент Валерий Кравец. Замечательная книга.
После осмотра РНС и маяка, поймал себя на мысли, что мне не приходилось бывать на "полярках" похожих на эту. Окрашенные здания, украшены уместным орнаментом. На прибрежных скалах масляной краской выведено название станции, есть указатель с направлениями  и расстоянием до самых нужных мест и родных городов. Снаружи и внутри помещений чувствуется, что есть тот уют, который может быть только тогда, когда его желают. Видимо, веселый и с фантазией здесь работал коллектив, скучно не было точно. Один позывной начальника станции, говорит о многом - "Факир"!
В памяти моей, РНС "о.Медвежий", осталась навсегда с приставкой "Веселая".
В 2012 году, станция была оставлена людьми.

  -- Радионавигационная станция "о.Медвежий" --

 На Диксоне, довелось встретиться с Сергеем Голубевым, путешественником-одиночкой из Красноярска, который, несмотря на неоднократные попытки обогнуть полуостров Таймыр на надувной лодке, в прошлом году смог сделать это – пройти маршрут, мечту любого водномоторного арктического дальнобойщика, Диксон – Хатанга. Одиночный водномоторный маршрут в этих широтах, стоит обособленно в ряду схожих маршрутов, пройденных на яхтах, лодках, катамаранах, на чем угодно, но не в одиночку. Одиночные путешествия – это, уже другой уровень. Уровень Сильнейших.
Непременный его спутник во всех путешествиях, пес Янки – умнейший "матрос".
В этом году, Сергей планирует дойти до Северной Земли, при благоприятных условиях побывать на островах архипелага. Вновь в одиночку, вновь, только с преданным и бесстрашным Янки.
Очень интересная, жаль не долгая оказалась наша встреча, но думаю, не только мне она расширило видение водномоторных морских маршрутов в арктических широтах. Маршрутов одиночных. Маршрутов Сильнейших.
Вновь, как и в прошлом году, обошел о.Диксон на шлюпке, против часовой стрелки, с осмотром скалистых берегов, берегов Истории.
На мысе С-Восточном и на маяке острова Большой Медвежий установил памятные таблички о посещении этих мест экспедицией, которая продолжается уже второй сезон.
…Вышел с Диксона, на двое суток позже запланированного, 21 июля.
Причинами задержки, при полной готовности, стало большое желание встретиться с человеком, который, возможно, мог бы прилететь на Диксон 20 июля – не прилетел. В этот же день, после прибытия пассажиров авиарейса на пароме с острова на материк, танкер "Борис Вилькицкий", подошедший к грузовому причалу сутки назад, начал операцию по перекачке топлива в береговые резервуары нефтебазы поселка. Во время этого процесса, любая возможность выйти из бухты лодочной станции исключена так, как выход из бухты полностью перегораживается плавающим гибким трубопроводом от судна до берега, что-то, наподобие пожарного рукава, только большего диаметра.
Местные ребята умудряются проходить под ним, поднимая нефтепровод над лодкой.
В 2008 году, топливо на Диксон доставлял танкер "Виктор Астафьев". Он подходил, непосредственно к нефтебазе материка, сливаясь за ночь.
Сроки слива "Бориса Вилькицкого" никто сказать не может, на берегу говорят – не менее трех суток, в прошлые года, было именно так.
Мне, трое суток терять никак нельзя, тем более, что сезон штиля, похоже, окончился вчера и уже 12 часов дует Юг с порывами. Метеопрогнозы на ближайшие пять дней не радуют.
Чтобы не оказаться запертым в бухте лодочной станции на неопределенное время, перегнал шлюпку с  лодочного причала на якорную стоянку, под скалистый берег, где стоит крест норвежскому моряку Петеру Тессему.
Не самое лучшее место для стоянки на якоре, когда с моря дует прямой ветер. Волнение не сильное. Очень желаю, чтобы погода продержалась без изменений до завтра.
По плану, сегодня, в течение вечера, обстоятельно, не спеша должен был дозагрузить оставшееся снаряжение в шлюпку, подготовиться к завтрашнему отходу. Но, нефтеналивные операции танкера "Борис Вилькицкий", вынудили  экстренно грузить самые тяжелые и объемные вещи в шлюпку, без особого порядка – быстрее загрузить и выйти из бухты, успеть до начала монтажа нефтепровода.
Остальное, носимое снаряжение, перенести по берегу. Это и было основным требованием к якорной стоянке – шаговая доступность от лодочной станции.
В течение вечера и начала ночи, перенес оставшееся снаряжение к шлюпке, уложил, разложил все в походный порядок, дополнительно раскрепил лодку на кормовые концы.
Остаток ночи и утром, периодически выглядывал в окно, наблюдая за силой и направлением ветра.
За пять часов, что лодка была оставлена без присмотра, ветер не изменился ни силой, ни направлением, а вот отлив, сделал нехорошее дело – шлюпка села баллоном на  подводный валун, тем самым, обездвиженная, подставила свой борт под волны берегового наката. В результате этого, 2/3 кокпита залито водой, безвозвратно утеряны запасы сахара и часть сухарей. Снаряжение, из-за многочасового контакта неподвижной шлюпки с волной, сместилось со своих мест – в кокпите хаос, и только установленный тент, не дал в эту ночь потерять больше.
В 10.00 часов, танкер "Борис Вилькицкий" закончил работы по перекачки топлива в резервуары поселка! Менее суток! Все мои движения, перегоны, переносы, бдения были напрасны, можно было просто хорошо выспаться перед дальней дорогой.
Перегон полузатопленной шлюпки обратно, на лодочную станцию, частичная разгрузка, осушение кокпита, укладка снаряжения в походный порядок.
21. 07.2016г. 17.40ч, попрощавшись, с пришедшим проводить меня гостеприимным Александром Овечкиным, взял курс на юг.
…Сделав немалый крюк вокруг Оленьих островов, через три часа движения, прибыл на Арктическую станцию биологических исследований "Виллем Баренц", расположенную в 16 километрах южнее поселка Диксон, в бухте Медуза. Умудрился накрутить на винт по неспокойному морю, аж 28 километров, но эти километры того стоят. Мне необходимо побывать на станции, зафиксировать в памяти этот момент, попрощаться с Игорем Корниенко,  сотрудником заповедника "Большой Арктический", ныне, ФГБУ "Заповедники Таймыра", который оказал мне за все годы посещения Диксона неоценимые услуги и огромную помощь в реализации моих планов и замыслов.
На станции встретился с Леонидом Колпащиковым, с которым в прошлом году встречались на р.Пясина, когда я шел вниз, а он  возвращался обратно в Норильск, после месяца полевых работ в верховьях р.Пура. Недолгая, но добрая получилась встреча. И тогда, и сейчас.

  -- Арктическая станция биологических исследований "Виллем Баренц" --

Солнечно. Западный ветер все больше набирает силу. Он мне боковой. Идти возможно, но глядя на скалы мысов побережья, все чаще вспоминаю о резервном моторе Я4 - "докатки", который аккуратно упакован в чехол и находится в кокпите, а не стоит на выносном транце, в готовности подстраховать "большого брата" в случае форс-мажора.
Чтобы дальше спокойно продолжать свой путь и не думать о крайностях, решил высадиться на берег для установки вспомогательного мотора согласно маршевого порядка.
…Спустя два часа, сидя на бревне плавника, в окружении разложенного, развешенного снаряжения, наблюдал, как волны берегового наката пытаются сдвинуть с места выброшенную на берег и полностью залитую водой шлюпку.
Очень обманчива, оказалась белая полоска прибоя, видимая из далека, с моря. Когда размеры и мощь прибоя были осознаны, никакой возможности вырваться из власти его волн, уже не было…  Незапланированный выброс на берег...  Развернул правильно шлюпку и в нужный момент поднял мотор…
Все, что было в моих силах, я сделал. Потери минимальны и незначительны, видимых повреждений и ущерба нет.
…За четверо суток, что пришлось пережидать шторм на берегу, в лагерь ко мне заходили топографы из Кемерово, занимающиеся созданием более точной и современной карты побережья, окрестностей угольного месторождения, взамен, утративших свою актуальность, карт 1970-х годов; рыбаки с мыса Исаченко, время от времени, когда на море затяжной шторм, навещающие свою основную базу в бухте Медуза. Их рыболовецкое судно я встречал, когда на днях, шел на биостанцию "Виллем Баренц".
Интересные были встречи. Уже второй раз, услышал от незнакомых людей, свою историю 2008 года в этих местах. Конечно же, уже с новыми фактами, соучастниками, подробностями. Забавно. Обозначаться не стал.
Очень запоминающиеся получились эти дни и ночи штормования - новые ситуации, эмоции, мысли.
Не прошло и четырех часов после установки палатки и настороженного сна, как вода подошла вплотную к палатке – аврал.
Небыстрые поиски нового места для лагеря. Сомнительное, но единственное. Перенос за 70 метров  бытового скарба, восемь 30-и литровых канистр для ветрозащитной стенки, установка палатки при ветре 15-18 м/с – занимает некоторое время. За это время, утрамбованное место на гальке, где до этого стояла палатка, наполовину покрылось пеной от набегающих волн.
Перед тем, как начать операцию по переносу лагеря в безопасное место, развел костер для приготовления завтрака и чая. Работы по лагерю и со шлюпкой, заставили сосредоточить свое внимание на море и волне. Когда же вспомнилось о горячем чае, было уже поздно – полоса огня, ровная и высокая, длиной пятнадцать метров и шириной пять, по развалам плавника, по Ю-З ветру шла вглубь материка. Задний край огненного пала, против ветра, приблизился к части запасов топлива на три метра. Канистры с топливом нагрелись и округлились, брезентовая накидка, обжигает руки без рукавиц…
Искра, стрельнувший огонек – два метра, штормовому ветру не расстояние, чтобы запалить прибрежную полосу плавника, которая, уже три недели, как минимум, не была под дождем.
Случай? Невнимательность? Беспечность?
Очень много дыма, густого и белого. Полоса, раздуваемая ветром, становится все длиннее и шире…
Чайник у потухшего костра, так и не закипел.

Записи дневника:

 ---   22.07.2016. Пятница
00.30ч. Перед мысом, в видимом затишье, пытаясь высадиться на берег, ища защиту от Западного ветра и установки Я4, накатом выкинуло на берег. Вещи залиты, лодка, полностью в стихии прибоя.
2.45ч. Шлюпка разгружена, палатка установлена. Эмоции! Мысли! Переживание за шлюпку.
Не спал больше суток. Не позволяю себе расслабиться. Контроль уровня воды и состояния лодки.
В палатке бедлам!
6.30ч. Вода опасно подошла к палатке. Вода поднимается. Подходящего места  под палатку нет, только болотина за кромкой плавника.
Переживания за шлюпку напрасны. Вес затопленной шлюпки "не по зубам" накату.
Перенос палатки на новое место. Место спорное, но больше некуда.
Удивлен, что без особых проблем, на таком ветре, смог переставить палатку. В прошлом году, при менее сильном ветре на о.Зверобой, установка заняла значительно больше времени и сил. Опыт.
Находясь в палатке, звуки штормового наката вызывают панику и неизвестность.
При виде волны, осознаешь свои шансы выжить или не выжить, окажись в ее власти.
Вода прибывает.
С утра пораньше, случайно поджег прибрежный плавник. Сбылась мечта идиота. Всегда было интересно, что может быть, если загорятся тонны километров плавника на побережье.
Огонь, то и дело норовит подойти к вещам, к палатке.
Раскидываю и ворочаю бревна, ношу в ведре воду, гребу песок… Пытаюсь, хотя бы держать направление огня. Сильный ветер.
Сколько же проблем себе создал. С моря вода прибывает полным ходом, с суши огонь давит.
Я, между ними. Попал!
Все очень серьезно. Только бы не поменял свое направление ветер. Горит много и все.
Занялась огнем переправа через пресноводный ручей, теперь я без пресной воды.
Утром, впервые смог себя заставить поесть. Не знаю, что  со мной. Не ем, но работаю на пределе, откуда энергия и силы. Пять дней без еды! И не хочется! Сильно озабочен этим!
После полудня, вновь затопило палатку.
Вручную, растащил бревна плавника, убрал ветки, натаскал песка, спланировал новую площадку под палатку, за сто тридцать шагов от предыдущего места.
Места, все равно мало, входной тамбур в воздухе. Меняю второе место за пятнадцать часов, если смотреть по границе плавника – это, может быть не крайний раз.
Снял Я25 со шлюпки на тележку. Хорошо вышло.
Подходили два рыбака. Идут на Медузу, где стоит их судно "Фактория". Завтра пойдут обратно.
Впечатлены размерами пожара.
Вечером Ю.З 11-13 м/с. Большой накат, но днем был больше.
Надеюсь и верю!
 
23.07.2016. Суббота
Сижу у жаркого костра, на берегу штормового моря, пишу дневник.
Штормовой западный ветер. Накат, если и меньше, то не на много.
Хочу надеяться, что Западный ветер, здесь, в это время года, обычно дует не более трех – четырех суток.
Ночью, огромной волной, шлюпку сняло с прикола, как мне казалось мертвого и понесло на скалы. Заметил почти сразу так, как просыпаюсь через каждые  сорок минут, …вновь начались "танцы с бубнами" - с лодкой, волной, под дождем.
Смотрю за лодкой, штормом и огнем. Хлопот и тревог хватает.
Настроил второй кормовой конец, раскрепил шлюпку, как мне показалось удачно и надежно.
Для быстрого реагирования, сплю, укрывшись палубным спальником. Босиком холодно.
11.20ч. Аврал. Шлюпки нет в зоне видимости.
Отвязался  кормовой конец, шлюпку развернуло, канатом оторвало левую кормовую ручку. Досадно.
Иных  повреждений нет.
Каждый раз, убегая от волн наката, в коротких сапожках, смог слить и вычерпать всю воду из шлюпки, поднять ее выше на берег и развернуть по ветру.
Чувствуется нехватка сил, тяжело без еды! Есть не хочется!
Ремонт такелажа, наведение порядка в шлюпке. Больше, ничего делать не могу, необходимо спустить шлюпку на воду. Много новых идей…
Ну, вот опять или снова, волна одиночка - убийца, как я называю одиночные волны, которые значительно больше и мощнее рядовых волн наката и которые вне всякого цикла, системы периодически приходят с моря, дошла до меня, залила костер, окатила до головы.
Опять мокрый. Пошел разводить новый костер.
13.30ч.  Рыбаки вновь зашли в лагерь, возвращаясь с Медузы. Угостили рыбной котлетой и булкой.
Сообщили, что связывались по телефону с Диксоном, там обеспокоены пожаром. Дым очень хорошо виден за двадцать километров в поселке. Дали пояснения произошедшего, сняли тревогу у МЧС.
Одному из рыбаков, за семьдесят лет. Подвижный и активный, интересный собеседник и рассказчик, ранее, капитаном ходил на Север, практически на всех судах Енисейского пароходства. Многое и многих знает. Сегодня на  вольных хлебах, свободный рыбак.
Ребята предлагали какую-либо помощь, приглашали в гости. До них, от меня, полтора часа неспешного хода по мысам Енисейского залива.
Сообщили о наличии сотовой связи в этих местах. Попробую сегодня получить прогноз погоды на ближайшие дни.
…Накат стал другим – мощнее, "мясистей", но менее агрессивным. Некоторые волны заходят за зону плавника, могут снова затопить палатку. Ставить ее мне больше, абсолютно некуда.
Избирательность волн наката – где-то уходят далеко в берег, где-то не так. Зависит от рельефа берега.
Вновь затопило костер.
…Романтика Арктики!
Сижу на берегу бушующего моря у большого жаркого костра и читаю книгу с рассказами Джека Лондона!
Пена с гребней волн подкатывает к костру, пытаясь овладеть им с разных сторон, но разбивается о защитную стенку из бревен, которую я соорудил, чтобы этого не произошло.
Без огня – грусть!
Капли моросящего дождя, не мешают ни читать, ни писать. Жар костра не дает им этого сделать.
Книгу Джека Лондона "Любовь к жизни" я обнаружил в книжном шкафу, среди покрывающихся плесенью книг и журналов, на оставленной РНС "о.Медвежий". Посчитал, что лучшее место для нее, у меня на маршруте. Книга очень в тему.
Собрал по берегу нужного типоразмера бревна, выставил шлюпку на катки. Не спеша, начинаю готовиться к отходу.
Получил прогноз на два дня – С.З, 7-10м/с.
Начал подумывать: а не сходить ли  мне в гости к рыбакам, на м.Исаченко. Они приглашали. Получу второй прогноз, там видно будет.
23.50ч. Отбой.
Сегодня  десять дней, как  я убыл из Норильска. Всего лишь. А сколько встреч, открытий, познаний и впечатлений.
 
24.07.2016. Воскресенье
Ночь на чеку.
Все в порядке. Вода уходит.
Накат уменьшился в разы, но он есть, и он не мой.
Поднявшись на скалы мыса, где есть уверенный прием сотовой связи, получил запрашиваемый прогноз погоды.
Тоскливо! Еще, как минимум, если верить прогнозу, мне стоять двое суток.
Ветер стихает. Погода ходовая весь день, иди, даже на глиссере, а выйти и загрузить шлюпку не могу. Небольшие волны наката, в купе с глубиной у самого берега, не дают мне покинуть эту злополучную бухту.
"бухта Западня" – так, я ее начал называть. Только и остается, что облизываться, глядя на море.
Весь день, что – то делал. Снял тент со шлюпки, чтобы облегчить загрузку снаряжения на воде, перенес место капитана в центр лодки, будем пробовать поиграть с развесовкой.
Снова перескладировал и переупаковал снаряжение, пытаясь достичь наибольшей компактности. Побрился. Сменил одежды. Вновь прошелся по близлежайшим мысам.
У меня выбор – или залезть в палатку спать, читать, или увидеть, как можно больше. Выбираю активную составляющую ожидания.
В данный момент, поднялся на скалы ближайшего мыса. Сижу на уступе высокой скалы, на теплом мягком мхе и пишу свои дневниковые записи.
В памяти всплывают кадры из фильма "Территория" и стихи Олега Куваева "о детях Большой Медведицы".
Что еще нужно…
Судно  "Дудинка" идет на юг.
Завтра, будет уже скоро.
 
25.07.2016. Понедельник
Всю ночь, не открывая глаз, прислушивался к прибою.
Все тот же вечерний тон, не больше, не меньше. Не мое.
За шлюпку и мотор уже не переживаю, накат пошел на убыль и они стоят идеально.
Огонь на моей стороне ручья затих, поглотив десятки кубометров берегового плавника, кое-где еще виден дым. По другую сторону ручья, местами горит открытым огнем, не смотря на пасмурную погоду и моросящий дождь.
Днем на море штиль да благодать, иди на все стороны света, а я стою на берегу, и меня отделяет от этой благодати метровый прибой.  И ветра нет, указатель-лента висит, а накат откуда-то идет. Море!
По каткам сдвинул шлюпку к урезу воды, навесил мотор, получилось все очень оперативно и складно.
Получил прогноз погоды – сегодня штиль, завтра обещают Юг, возможно, тень мыса даст мне долгожданный штиль без наката. А если нет? По прогнозу, еще неделю неслабый Север. Не выйти!
Западня! Ловушка! Капкан!
В такой прибой можно пристать и высадиться безболезненно на берег, но загрузить шлюпку "в одного", невозможно. Якорь не держит, глубина возле берега.
Первая попытка спустить шлюпку на воду и встать на якорь – печальна. Шлюпку, без видимых усилий, запросто, накатом выбросило на берег. Вновь, много воды в кокпите. Нужны более спокойные условия для спуска.
…Неожиданно упало зрение. Не могу прочитать надписи на баллонах с газом, на дисплее прибора GPS.
Видимо, из-за больших нагрузок. Необходимо отдохнуть. ---

   -- бухта "Западня" --

Покинуть бухту получилось только на четвертые сутки, и не с первой попытки.
Изготовленные катки из плавника, подготовленная к спуску шлюпка с навешанным мотором, в очередной раз, оптимизированное снаряжение – все ожидало своего часа.

 Записи дневника:

---…Не было моим, не тихим эмоциям предела, когда на веслах, я смог пробить накатную волну и отойти от берега на пятьдесят метров. В шлюпке хаос, по щиколотку воды, находиться в ней могу только стоя, ни о какой развесовке груза речи быть не может, а радость и удовлетворение сделанным, требуют громких комментариев произошедшего…
Вновь, очень помогли сплошные водонепроницаемые штаны от костюма Л-1, в таких сложных условиях загрузки и отчаливания, позволили остаться практически сухим.
Бухта-ловушка. Бухта-западня. Много нового пришлось мне испытать на твоих берегах. Думаю, еще больше останется в моей памяти. Здесь, я видел, как исчезает радуга…
Под конец, все-таки, взяла ты с меня свою дань, плату за дни пребывания на твоем берегу. Якорь! Забрала ты его изящно, гуманно, дав ему возможность до конца и полностью осуществить свое предназначение.
Загрузив топливо и снаряжение в шлюпку, на волнах наката, взгромоздившись на верх всего – якорный конец поднял уже пустым…
…Относительный порядок в шлюпке наведен, кокпит осушен, снаряжение раскреплено, место капитана подготовлено к переходу.
Все! Курс на мыс Ефремов Камень.
Вечер. Солнечно. Тепло.
На м.Исаченко вижу избу, где стоят рыбаки, к которым хотел сходить в гости. Различаю их фигуры на берегу. Зайти? Попрощаться?
Погода ходовая, ее непредсказуемость витает в вечернем воздухе. Необходимо спешить.
Вспомнилась информация о зимовье в бухте Омулевой, куда обязательно хотел зайти.
Много упоминаний о нем встречалось в различных отчетах и дневниках. Старое, добротное зимовье, где можно было увидеть различные времена, эпохи освоения Енисейского Севера.
Увы, в прошлом году оно сгорело.
Сегодня я должен дойти до Ефремова Камня.
 
25.07.2016. м.Ефремов Камень. Енисейский залив. Поздний вечер.
До Ефремова Камня дошел без особых трудностей, и расстояние перехода небольшое и погода мне благоволила. Прошел бухту Ефремова по прямой, держа курс на желанный мыс.
Время и обстановка позволили, даже, несколько раз пройтись вдоль берега мыса с южной стороны, туда - обратно, выбирая место для лагеря.
Остановил свой выбор на длинной, неширокой бухте обрамленной в скалистые берега.
Этакий, уютный фьорд, без прибойных морских волн и волнений, защищающий от всех ветров, кроме прямого южного.
Пристал к берегу в глубине бухты, на перешейке шириной не более шестидесяти метров – сухопутной границей между водами, омывающими северные и южные берега мыса.
Перешеек полностью завален плавником, что говорит о том, что во время ураганных штормов, огромные волны проходят через него без особого труда. По состоянию плавника, рассыпающегося в труху, в центре перешейка, таких штормов не было уже давно.
Установил палатку вблизи полуразрушенной избушки - летовья, возможно, сложенной из плавника с земляной крышей, еще в начале века, а может и раньше, когда на Енисейский Север приходили большие артели рыбаков.
Очень живописное место для лагеря.
Из пустой канистры и камней изготовил подобие якоря. В штилевую погоду – держит. Будем смотреть.
Завтра необходимо осмотреть окрестности, на предмет железного хлама, который можно будет использовать, как якорь.
Лежа в спальном мешке, засыпая, поймал себя на том, что одновременно отчетливо слышу шум морского наката с северного берега и легкий плеск воды о камни с южной стороны.
Даже, выглянул из палатки. Нет, не галлюцинация. Действительно слышу. Видимо, стечение метеоусловий и узкая бухта со скалистыми берегами, как усилитель звука, позволили мне стать свидетелем такого явления.
   
26.07.2016. Вторник. м.Ефремов Камень. Енисейский залив
Проснулся от удара в палатку.
Палатка ходит ходуном, хлопает ветрозащитная юбка.
Южный ветер. По прогнозу до 12 м/с. Час в час, согласно прогнозу. 
Шлюпка в бухте, защищающей от всех ветров, кроме южного! Думал об этом еще вчера, но надеялся…
…Очень скользкие камни под водой. Уже три раза, чуть не окунулся с головой в воду, пытаясь переустановить шлюпку на якоре. Якорь "не держит". Да, и не может "держать" пластиковая канистра с камнями, на крупных скользких валунах, шлюпку большой парусности при шквалистом ветре.
При очередной попытке выгрести подальше от берега и встать на якорь, пополам лопнуло весло, на две части, по отверстию для уключины.
Еще вчера, "краем глаза" обратил внимание, что после очень интенсивной работы веслами, при отходе из бухты "Западня", одно из них, слегка, изменило свою геометрию. Усталостная деформация.
Якорь, теперь весло. Большой ценой я плачу в этом году, за стоянки на берегах Енисейского залива.
…Шлюпка поднята на берег. На практике реализовал прием подъема шлюпки на берег, в одиночку, не снимая с неё лодочного мотора, используя лист пластика шлюпочной палубы.
Лист подкладывается под транец и уже по нему, неподъемная корма шлюпки, без особого труда скользит в любом направлении. Затем носовая часть лодки, с приподъемом, перемещается на берег. Так, чередуя, нос – корма, небольшим шагом, разгруженную шлюпку с мотором могу поднять на берег, на любое расстояние. Этот прием "родился" в теории, на днях, в бухте "Западня", когда я, сидя у большого костра, наблюдал, как волны шторма тревожат и норовят утащить шлюпку в море.
Выпал случай испробовать прием на практике. Получилось великолепно.
На оконечности мыса остались следы добротного рыбацкого хозяйства. Развалины основательной, просторной избы, вокруг которой и на берегу, в различных местах, встречается утварь рыбацкого промысла. Все очень старое.
С мыса хорошо различим памятный знак ледокольному пароходу "Вайгач", который в 1918 году, вблизи этого места "сел" на подводную скалу и впоследствии затонул. Памятный знак установлен на безымянном островке, в ста метрах от мыса Ефремов Камень.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, под руководством Б.А Вилькицкого, на ледокольных пароходах "Вайгач" и  "Таймыр",  в1913 году совершила открытие архипелага Северная Земля, до 1926 года – Земля Императора Николая Второго.
Этот знак, на небольшом острове в Енисейском заливе очень интересен для меня. Зная историю этого места, есть огромное желание личноруко прикоснуться к нему, прикоснуться к той эпохе великих открытий, к ее памяти. Очень надеюсь, что мне это удастся сделать.
Шесть часов ходил с осмотром, по северной части мыса, любовался отвесными скалами берега. Очень часто и много встречаются следы изыскательской деятельности геофизиков.
Со скал высокого берега, наблюдал передвижение целого стада белух. Насчитал 16 особей различного размера, затем сбился со счета, но были еще.
Помимо познавательно – исследовательской составляющей маршрута сегодняшнего дня, была задача решить вопрос с пресной водой. Моих запасов хватит на трое суток, не думаю, что Юг, так долго продержится, но готовы необходимо быть ко всему.
…Увы, ни луж, ни болот, ни снежников на пути не обнаружил, зато, на обратном пути, среди плавника, выброшенного на берег моего перешейка, нашел 1/2 литровой бутылки  "Спрайта" и две бутылки минеральной воды, заполненных на 1/3. Итог – полтора литра теплой, слегка отдающей пластиком, прозрачной пресной жидкости. Для чая – самое то.
Еще утром, обнаружил в складках тента прикрывающего снаряжение на берегу, довольно значимое количество воды, скопившееся после ночной мороси. 200 миллилитровым шприцом, оказавшемся в моем хозяйстве, легко собрал полтора литра чистейшей воды.
Теперь, в ожидании дождя, тент разложил по всем правилам водосбора, приспособив для этого пластиковое ведро. Хороший дождь и я с водой.
К вечеру ветер не стихает, давит в стенку палатки долговременно, без порывов, лишь временами переводя дух.
В палатке комфортно. Газовая горелка на минимальной мощности создает уют, не смотря на то, что снаружи беснуется стихия.
Весело слушаю аудиокнигу Михаила Веллера "Легенды Невского проспекта", пью чай из бутылок, найденных на побережье, пытаясь максимально употребить немалые запасы горького шоколада, оставшиеся с прошлого года.
Появилась навязчивая  мысль – налегке, оставив основную часть снаряжение на мысе, сходить на Диксон, отремонтировать весло, найти достойную замену якорю. Наличие оных в одиночном морском маршруте обязательно. Уже не раз, в этом убеждался самолично.
Здравый смысл убеждает, что дальнейшие раздумья необходимо перенести на завтра, на утро.
Не все так однозначно и просто.
Отбой.
 
 27.07.2016. Среда. м.Ефремов Камень. Енисейский залив
В 1.30 ч., ураганный ветер просто "выключили". Одномоментно и весь сразу. От резкого изменения давления, аж заложило уши.
Утром проснулся с твердой уверенностью, что все смогу сделать и без возвращения на Диксон.
Все у меня получится.
Пасмурно. Без дождя.
Весь день "чистый" Юг, 4-6м/с с резкими порывами, на море белые "бараны", но стало заметно тише, чем вчера.
Три часа гулял по мысу. Доволен, что послушал свою интуицию и не стал заходить к рыбакам на м.Исаченко, а то из-за шторма бы, вновь потерял бы много времени. С другой стороны, было бы очень интересно пообщаться с человеком, который всю свою жизнь провел на реке Енисей, на Енисейском Севере, работая капитаном различных судов, ставший современником многих событий прошедшей эпохи. Вот, где настоящий кладезь информации и историй.
Работа с дневниками.
Аудиокниги. Чай.
 
28.07.2016. Четверг. м.Ефремов Камень. Енисейский залив
Солнечно. Очень легкое волнение.
Оперативные сборы, спуск на воду и загрузка шлюпки. Очень удобны, можно даже сказать, не заменимы, для уверенной фиксации снаряжения в шлюпке, автомобильные багажные сетки. Быстро, надежно. Не нарадуюсь.
Под конец сборов, уже ставшая традиционной плата за … - не могу найти свой автоматический складной нож, оставленный на видном месте, на большом валуне. Двадцать минут поиска, на территории размером четыре на четыре метра, использую различные системы прочесывания местности, не дали результатов … Хороший был нож, не одну экспедицию мы прошли вместе.
Больше двух часов заняла настройка тандема шлюпка-мотор, и выход на глиссирующий режим движения.
Подбирал винты, "играл" подъемом лодочного мотора и размещением груза в шлюпке.
Несколько раз пришлось, приставать обратно к берегу и вновь пытаться "выйти на глиссер" в акватории моего фьорда.
Получилось!
Лодочный мотор Ямаха F25D -80 кг.
Шлюпка – 110 кг.
Топливо – 300 л.
Снаряжение, вещи, продукты и прочее -150 кг.
Капитан – 110 кг.
Шаг винта - 11"
Обороты двигателя – 4800/4900 об/мин, при разгоне;  4200/4500 об/мин, крейсерская скорость.
Скорость при минимальных оборотах режима глиссирования – 21-23 км/ч.
"Выход на глиссер" не легкий, затяжной, с быстрыми бросками - переползаниями на нос шлюпки и обратно.
…Очередной пункт в маршруте экспедиции выполнен. Стою на безымянном острове, перед памятным знаком, установленным в память о событиях 1918 года.
На деревянном знаке, под табличкой с фамилиями ребят из Ленинграда, которые в 1980 –х годах производили подводные поиски "Вайгача", установил памятную табличку своей экспедиции.
Добротно усилил крепление памятной таблички Ленинградцев нержавеющим саморезом, т.к 5 из 6 "родных" шурупов крепления таблички разрушила коррозия и она уже была близка к срыву.

-- мыс Ефремов Камень --

16.45ч. Начал движение.
Солнце, штиль, глиссер!
Подвернул к м.Бражникова. Без труда нашел "свою" бухточку и скалы, которые были свидетелями невеселых событий экспедиции 2008 года.
Было желание осмотреть "место крушения" с воды, оценить свои возможности тогда и вспомнить произошедшее сегодня.
Был  интерес попробовать разыскать ярко – оранжевые штаны от водонепроницаемого костюма, которые я оставил на мысу бухты в качестве ориентира.
…Осмотрел, оценил, повспоминал, но штанов не обнаружил. Видел белуху.
22.05ч. о.Крестовский
Пристал к берегу для ужина и подготовки к ночному переходу.
Режим движения – рваный, то глиссирую, то иду в водоизмещающем режиме, волна предопределяет его. Не смотря ни на что, за пять часов прошел немало, это радует и вдохновляет.
Глядя на карту, начинаешь предвкушать и высчитывать, за сколько и сколько ты пройдешь, если будешь двигаться в таком темпе. Начинаешь загадывать.
Загадывать в водномоторном маршруте, когда на твое продвижение к цели влияет много, от тебя не зависящих факторов и обстоятельств, дело неблагодарное. Существуют только дела свершенные и километры пройденные.
Пополнил запасы пресной воды из островного озера.
При подходе к острову, ненадолго "зацепил" моросящий дождь и теперь, за ужином, любуюсь красивой яркой радугой  облачного вечера, отражающейся в зеркале абсолютного штиля.
…Очень повезло…
Очень повезло, что в данный момент на заливе штиль и отсутствует береговой накат.
Аккуратно иду по береговой отмели, обильно усеянной огромными подводными валунами, которые едва заметны из шлюпки.
Не успел отойти от острова, как уже приходиться приставать к берегу материка. Причина столь скорой остановки неприятна и банальна – поврежден винт лодочного мотора. Все три лопасти алюминиевого винта, симметрично изменили свою геометрию до неузнаваемости.
Небольшой сук – ветка, длиной не более двадцати сантиметров, угодила точно под винт, да так, что все три лопасти значительно погнуло.
Когда иду в глиссирующем режиме, на ветки, сучки такого типоразмера не обращаю внимания, всегда прохожу ходом, всегда без последствий.
И, вот! Видимо, времена действий придется менять с "не обращаю внимания…", "прохожу ходом…", на "не обращал внимания…", "проходил ходом…".
Гром грянул, пора креститься. И такое случается.
Попытка выправить лопасти винта на камне, при помощи топора и пассатижей, не привела к удовлетворительному результату. " Идет большой перекрут".
Если посвятить реставрации винта значительно много времени, думаю, результат будет, но я, оставляю этот вариант на самый безысходный случай.  
Запасной винт с шагом 12" установлен, выход на глиссер более затяжной, но значительно увеличился упор винта, это чувствуется сразу, на пару километров в час возросла скорость и следовательно расход топлива.
Нужды в топливе в этом маршруте не предвидится, запас хороший есть, но винт с шагом 11", был бы предпочтительней.
Обходя обширную отмель р. Потакуй, вошел в новый день, года 2016-го, 29 июля.
 
29.07.2016. Пятница. Енисейский залив. м.Сопочная Карга
12.00ч.
Более 19 часов движения по курсу. Восемь часов шел под непрерывным дождем, то моросящим, то ливневым. Крайние шесть часов шел в водоизмещающем режиме.
За время зимовки на Диксоне, куртка от непромокаемого костюма утратила свою герметичность и теперь плохо защищает от столь интенсивных продолжительных осадков.
Неуютный, "насквозь мокрый" получился переход. Неоднократно, чтобы согреть кисти рук, окунал их в воду, за борт. Температура воды за бортом, значительно выше и комфортнее, чем температура ночной окружающей среды при северном ветре, под проливным дождем.
Изначально, планировал остановиться на мысе Сопочная Карга, вновь посетить одноименную полярную станцию, осмотреть территорию на предмет изменений, что произошли за четыре года.
При подходе к мысу и причаливании в бухте, отказался от первоначальных планов.
На берегу бухты несколько лодок с лодочными моторами. В глубине бухты небольшое рыболовецкое судно промышляет рыбу. На песчаном берегу множество следов квадроцикла(ов), со стороны станции слышна работа бензопилы и звуки активного строительства. Что – то, очень оживленно сегодня, на далеком мысе Крайнего Севера.
После непростого длительного перехода, с сонным разумом и притухшим взором, отвлекать людей от повседневных дел своим появлением и любопытством неудобно. Нужды никакой не терплю, а раз так, недолгий отдых – перекус и дальше. Пристал к берегу ровно в том месте, что и четыре года назад.
Постройки на мысу, что были в 2012 году, все на месте и в том же состоянии.
Сходил на оконечность мыса, где официально река Енисей становится Енисейским заливом Карского моря. Постоял одновременно в водах разных акваторий.
Северный ветер, мой ночной попутчик, при взгляде на волну "против шерсти", оказался не таким уж простым и легким.
Часть фюзеляжа самолета ТБ-1, за номером Н – 227, которую я обнаружил в прошлый раз, в глубине бухты, находиться без изменения своего состояния и местоположения разве, что полностью освобождена от песка, и снаружи, и внутри. Очень хорошее состояние для осмотра.
При подготовке шлюпки к отходу, со стороны полярной станции подошел путешествующий человек из  города Красноярска, Андрей Гриднев.
С ним, мы оказались заочно знакомы по отчетам и дневникам своих экспедиций, опубликованных в сети. В этом году, он по знакомству, на попутном рыболовецком судне добрался до этих краев и теперь, в течение летнего сезона, планирует, изучая территорию, подготовить и установить контакты для своего будущего интересного маршрута. А замысел, действительно, большой и интересный.
Все у него для этого есть, и надувная лодка с двумя лодочными моторами различной мощности, соответствующее снаряжение и экипировка. Нам есть о чем поговорить.
Договорились, что я сегодня дойду и стану лагерем в устье реки Гольчиха, вблизи поселка Воронцово, а Андрей, на днях подойдет ко мне.
На р.Гольчихе, есть у меня желание и интерес остановиться на некоторое время, есть вопросы, на которые я не смог найти ответы в 2012 году. Со временем, возникли новые.
Тридцать километров до Воронцово прошел за пять с небольшим часов.
Северный попутный ветер особо не мешал, но и не давал прибавить скорость на крутых волнах, уже реки Енисей-Батюшка.
Днем, все же веселее идти, даже не смотря на мокрые одежды и слегка переохлажденное тело.
Несколько раз, на секунды, отключался-засыпал на румпеле. Интересное состояние и взгляд на окружающий мир после таких кратковременных «потерь сознания» - и краски ярче, насыщенные, и физическое состояние на подъеме.
…И вновь, моим планам и пожеланиям не суждено сбыться. Вот и загадывай на перед…
Была задумка – перед остановкой на реке Гольчихе, зайти в поселок Воронцово, сориентироваться на местности, разнообразить запасы провизии, но сильнейший береговой накат, не давший, ни единой возможности, даже подойти к берегу, изменил ход последовательности событий. Пришлось разворачивать шлюпку в сторону Гольчихи, где есть укрытие от Енисейского шторма.
Вдоль отмелого берега Енисея много плавника, смытого начинающимся штормом.
Иду очень медленно, стоя на румпеле с удлинителем. Среди волн, нет-нет, да и мелькнет зловещий силуэт плавающего дерева.
В 18.00ч. встал лагерем в устье р.Гольчихи. Более суток длился этот дальний переход.
Теплая, солнечная погода, полный штиль на Гольчихе, удобное место для лагеря, придают силы на приготовление двух  кружек чая перед сном. =-
Все вышло, как было запланировано.
Был новый день. Была встреча на Гольчихе.
Вновь, моя просторная оранжевая палатка стала гостеприимным домом.
За время трехсуточной стоянки на реке, удалось в полном объеме выполнить свои задумки, благодаря местным ребятам, зашедшим в лагерь, ответить на все вопросы, которые были связаны с местонахождением старинного селения Гольчиха.
Мое первоначальное представление о местонахождение селения, на которое я делал акцент поисков в экспедиции 2012 года, оказалось неверным. Были сомнения и противоречия, которые я не мог разрешить в то время, так как несколько источников указывали на то, что селение Гольчиха находилось на острове, в устье одноименной реки, а логика и практический смысл не допускали такого.
Наверняка, на острове находились какие-либо постройки хозяйственного или промыслового предназначения, развалины которых мне удалось обнаружить в 2012 году.
И вот теперь, известно точное местонахождение селения и даже место, где стояла церковь.
В ходе исследования территории получилось прикоснуться к ее истории, обнаружить несколько интересных мелких артефактов, разных времен существования селения, рельсу из партии, которую в 1893 году доставили из Англии Северным Морским путем для строительства Транссибирской железной дороги.
В селении Гольчиха рельсы были перегружены на речные баржи и по Енисею отправлены в Красноярск.

  -- р.Гольчиха. 2016 год --

 Очень интересная находка с клеймом  производителя и датой изготовления, безоговорочно подтверждающая правильность места наших поисков. Вновь, прикоснулся к истории затерянной на просторах Таймыра.

Насыщенным на действия было стояние на Гольчихе. Был свежий хлеб, испеченный на углях большого костра, были прогулки по прибрежным холмам реки, покрытых огромными плантациями зрелой морошки и голубики, было посещение поселка Воронцово и на лодке, и пешком по берегу Енисея. Удалось раздобыть пару траков от гусеницы вездехода ГАЗ 71, для изготовления якоря,  взамен утерянного под Диксоном.

Были знакомства с местными жителями и в поселке, и в лагере, которые помогали помогающим, в очередной раз убеждаться, что добрый искренний поступок, даже небольшая помощь, обязательно вернется обратно,…если, конечно, не злоупотреблять такими отношениями.
3 августа, к вечеру появилось окно затишья в многодневной вахте северного ветра.
Восемь часов затишья, а дальше, согласно прогнозу, полученному в поселке, пять дней круговерти ветров различных направлений, силой 8-11 м/с.
В 18.00ч, со второй попытки, Андрею удалось уйти назад, на м.Сопочная Карга.
В 20.00ч, свернув лагерь и загрузив шлюпку, запустил прогреваться лодочный мотор…
Запомнился этот ночной переход категоричным желанием - необходимостью, во чтобы это не стало, за раз пройти "море", так местные жители называют огромную акваторию в низовье Енисея, где даже небольшой ветер способен "раскачать" ее до штормовой волны.
Пройти "море" и уйти под защиту Бреховских островов, где любые прогнозы и метеореалии будут очень вторичны… Ну, или почти "очень вторичны".
В эту же ночь, при сумеречном освещении низкого свинцового неба, в моросящий дождь, при благоприятном С.З ветре, едва удалось избежать самой нехорошей ситуации, которую может себе представить любой водномоторный скиталец, после пожара конечно – оказаться на отмели, в сотнях метрах от берега, под натиском волн, монотонно разбивающих твою обездвиженную лодку.
Как не выруливал, но С.З ветер, попутно, незаметно поджимал шлюпку к берегу. Когда же я встал в полный, оправить одежды – мгновенно, на рефлексе, мотор был заглушен и поднят над водой…
Впереди по курсу, по бортам, куда не кинь мокрый от дождя взгляд – везде отмель. Вновь присел – все хорошо, кругом манящая даль, поднялся – хаос корявого дерева и крупного камня.
Отмель с корнями и стволами деревьев, обсохшими валунами – я был глубоко в бухте Яковлева. Яковлековская коса полностью лишила возможности какого-либо маневра, только назад.
Измерительный шест, нехорошо коснулся дна на глубине 40 сантиметров…
"Благоприятный ветер", с каждой минутой приближал к очевидному на десяток метров…
…Более четырех часов, установив удлинитель румпеля, стоя, высматривая обстановку, понадобилось, чтобы пройти немного более двух километров взад, против волны встречного С.З ветра.
Любая мощность мотора больше минимальной, разбивает шлюпку на коротких волнах мелководья. Любая мощность мотора меньше необходимой, чтобы держать курс, приводит к сваливанию с курса и захлестыванию шлюпки через борт.
Смог! Выбрался!
Порой, успевать необходимо не для того, чтобы догонять или не ждать, а, чтобы хватило.
Топливо! Топлива, заправленного в бак, в водоизмещающем режиме, с постоянной перегазовкой на крутой волне, по расчетам, не могло хватить на все маневры в Яковлевской бухте.
Заправка на воде, в волну без возможности полноценно использовать обе руки – редкий случай.
Редкий и зрелищный. Пару раз, уже был замечен в подобном.
Помня о былом, всегда, на такой случай есть удобная десятилитровая канистра с топливом, которую возможно одной рукой перевернув, установить в топливный бак, дальше, силы земного притяжения примутся подтверждать свои законы.
…Раннее утро, серое и промозглое. Сумел выйти из Яковлевской бухты и двухметровым шестом не достать дна.
В это же утро, когда часы отсчитали более 390 минут наступивших суток, "поймал" букет острых ощущений, обернувшись, и в двухстах метрах за кормой увидел оранжевое судно класса "река-море" из ледокольного флота "Норильский Никель".
Немаленькое судно, позади небольшой шлюпки на бескрайних разливах Енисея.
Почему не было упредительных сигналов? Невнимательность или умысел вахтенной команды повеселиться – осталось не понятым, но соответствующие выводы из этой ситуации для себя были сделаны.
Поселок Байкаловск и геологическую базу по соседству с ним, прошел уже после полудня.
С.З ветер, против течения, порождает короткую волну, дающую возможность идти не более 8-9 км/ч. Высокое небо, яркое солнце, ветер в корму позволили кратковременно несколько раз "покинуть реальность" на румпеле, не прекращая движения.
При подходе к протоке Каменный Енисей, ожидаемо, по памяти 2012 года, все чаще  стали попадаться заросли водорослей на прогретом мелководье.
Двухкилометровая карта, установленная на экспедиционный смартфон с GPS приемником, позволила с уверенной осторожностью пройти протоку за час на глиссере, четко держа курс по центру узкого ходового фарватера.
Изучив по карте свой маршрут на ближайшие десятки километров, места с возможностью выхода на берег, ветровую обстановку – принял решения остановиться на северо-западной оконечности острова Щучий, на выходе из протоки Каменный Енисей.
Идеальное место для остановки – защищенное от северного ветра, твердое илистое дно, плавный выход на берег, наличие дров для небольшого костра, недалеко озерцо  чистой пресной водой.
Высокий кустарник радует взгляд после голых скал Арктического побережья. Тепло.
34 часа без сна, заметно дают о себе знать.
Шлюпка на якорь, быстрый перекус сухпаем. Ночь провел в палубном спальном мешке, устроившись в невысокой траве под открытым небом.
Под утро, небо затянуло тяжелыми тучами, ветер изменил направление, и вчерашняя вечерняя идиллия растворилась в штормовой волне.
Продуваемый простенький спальник не позволил насладиться утренним сном, а несколько шальных редких капель упавших с неба, предопределили ранний подъем.
…Движение против встречного Ю.З ветра в водоизмещающем режиме, располагает к неспешному ходу мыслей, внимательному рассматриванию крутых берегов, песчаных островов, едва заметных с места капитана.
Вчера, во время длительного перехода начал слушать аудиокнигу В.П Астафьева "Жизнь прожить".
Уже, как сорок минут, ветер стих, волнение стало удобным, появилась возможность смело выходить на глиссирующий режим, а – не могу нажать на клавишу "Пауза" своего аудиоплеера. За это время, я смог бы пройти более пятнадцати километров, обогнуть м.Лопатка и спрятаться от встречного ветра, который обязательно воспрянет, как только закончится гроза.
Гроза! Очень тяжелое и низкое небо. Моросящий дождь готовый в любой момент переродиться в ливень. Тепло.
Молнии! Временами, своими мощными разрядами, разрезая свинец неба, отражаются в воде.
Сумерки днем. Освещение и восприятие окружающего мира, сходны с настроением глубокого вечера, поздней осени, когда точно знаешь, что бабье лето уже прошло.  А ведь сегодня, только начало августа…
Слово Виктора Астафьева и исполнение чтеца, заставили выключить скорость лодочного мотора, чтобы дослушать главу книги, полностью окунувшись в неё.
Гроза. Разливы могучего Енисея. Мыс Лопатка.83-й меридиан, со всеми нолями после градуса на приемнике GPS/
В дрейфующей лодке, укутавшись в плащ-палатку, под дождем, освещаемый вспышками молний, сидит человек, идущий из далека дальше. Отрешившись от действительности, завороженно вслушивается в каждое слово жизни, к которой ему, многие годы спустя, позволил прикоснуться строгий автор, писатель-сибиряк. Если на свете существует признание творчества писателя, которое может останавливать моторы и время, если после жизни человека остается след, память на многие десятилетия - я знаю, что это такое…
…До погоста селения Толстый Нос дошел быстро, с ветерком от скорости в 27 км/ч, по послегрозовому зеркалу Енисея. Абсолютная умиротворенность и гармония всего со всем вокруг и …запах озона.
На могиле монаха Пимена за прошедшие годы ничего не изменилось. Все, как  запомнил в 2012 году, все осталось прежним, даже фотоаппаратуру  доставать не стал, материала хватает с прошлого раза.
Разложил по могилам и захоронениям леденцы и шоколад, что нашел в карманах под водонепроницаемым костюмом. Следуя поверью этого места, не стал им чураться и сделал то же самое, что делают знающие люди оказавшиеся здесь.
…Еще не вижу, но точно знаю, что за пологим изгибом Енисея, увижу краны порта Дудинка.
Уже более двадцати минут, как, укрывшись под ярами правого берега от порывистого С-В ветра, заглушив лодочный мотор, очень ранним утром, в тишине, дрейфую вдоль берега.
Время от времени, какой-нибудь ошалевший порыв ветра, прорвется по распадку яра к реке, оставляя неширокую полосу крупной ряби на глянце воды. Каждая, такая полоса ряби возвращает в действительность, сегодняшнего, очень раннего солнечного утра.
Выпита крайняя кружка остывшего кофе из термоса …
…Все вышло, как и было задумано мной и одобрено там, загадочном месте, на берегу протоки Толстый Нос, вблизи одноименной реки Пимена. Помимо путевого спокойствия и маршрутных благ, была дана возможность пристать и выйти на берег именно на том месте, где было необходимо; оперативно решить вопросы по грузоперевозке снаряжения с берегов Енисея к подножью плато Путорана; не всматриваться в небо, ожидая осадков…
6.08.2016. Суббота
8.05ч. г.Дудинка. Солнечное утро. Пристал к берегу вблизи речного дебаркадера.
18.05ч. г.Талнах. Поблагодарил водителя автомашины грузоперевозок за активное участие в заключительной составляющей, этапа 2016 года, двухлетней экспедиции "Таймыр 2015/Диксон 100 лет".
                                                                                                                                  Маршрут закончен!
                                                                                                                                             13.07 - 6.08.2016.

Copyright © 2012 n69p.ru

При перепечатке или воспроизведении материалов сайта или их части ссылка на авторов и сайт обязательна