"Идти, Исследовать, Искать"

В.А. Русанов

Оцените материал
(1 Голосовать)

                                                    г. Норильск – п.Снежногорск – р.Хантайка – р.Енисей – г.Дудинка.

 

День 1 
7 июля 2010г. Среда
Высота 500 метров над уровнем моря. Показания высотометра в салоне вертолета МИ-8 МТ и на высотометре, встроенном в мои наручные часы, совпадают и синхронно реагируют на изменение высоты. Чему  удивляться, принцип действия один – атмосферное давление.                                                                                                                          
Лечу в поселок Снежногорск.                                                                                                                 
Последние пять дней выдались сложными и очень насыщенными в эмоциональном  плане.Здесь, и встреча с друзьями, после пешеходного маршрута, в котором пытались дойти до поселка Снежногорск  вдоль ЛЭП – не дошли; здесь, и поиск возможностей добраться до Снежногорска, каким-либо другим путем, чтобы пройти и закончить водную часть запланированного маршрута; здесь, и обсуждение найденных возможностей, с людьми, которые эти возможности могли предоставить.
 Сборы – неоднократная упаковка вещей и снаряжения в попытках упаковать максимум необходимого,  в объем, ограниченный 120-и литровым рюкзаком и большой синтетической сумкой.Но самое главное, что создавало атмосферу напряжения – отсутствие какой-либо конкретики. Получится, не получится. Полечу, не полечу. Точно, никто, ничего сказать не может…
Стоя у билетной кассы гидроаэропорта «Валек», в ожидании решения своей участи, узнал, что попасть  в поселок Снежногорск  "воздухом" – непросто: людям приходиться записываться на приобретение авиабилетов за три – четыре месяца до рейса, неоднократно уточняя и сверяя эти списки; что подсесть на рейс, в последний момент, вместо опоздавшего или отказавшегося от полета, считается большой удачей и, что 5 -8 человек ожидающих эту удачу, перед каждым рейсом, два раза в неделю, у окошка  авиакассы – это обычное явление.
На рейс, которым я планировал добраться до поселка, за пять дней до вылета, на подсадку было записано одиннадцать  человек!!! Мне сказочно повезло, что в понедельник дали внеплановый, технический рейс топливно-энергетической компании на поселок Снежногорск, который забрал всех ожидающих подсадки. 
До 2010 года, основной поток пассажиров уезжающих, приезжающих в поселок, шел через город Игарку, где десятилетиями пассажирских перевозок, был отлажен механизм прилета, вылета, ожидание летной погоды, где было специальное помещение, транспорт, для того, чтобы  снежногорцы могли переждать непогоду или совершить пересадку на необходимый рейс.
С 2010 года, все пассажирские авиапередвижения из Снежногорска, только через Норильск, где ничего этого нет.
Причина банальна и обыденна – экономическая целесообразность. Люди – вторично.
Все пассажиры уже выкупили свои билеты по спискам, и ушли на регистрацию.
Возле кассы, нас, надеющихся на подсадку, осталось двое – парень из Снежногорска с багажом, состоявшего из охотничьего карабина в чехле и я, сильно желающий закончить свой маршрут,
к которому готовился последние восемь месяцев, первую, пешую часть которого, из – за неблагоприятных погодных условий пройти не получилось.
Очень не хочется провести без цели, оставшиеся десять летних  дней, с таким трудом взятых в счет отпуска, специально под этот маршрут.
Кассир называет фамилию, парень облегченно вздыхает, достает документы…
Высота 500 метров над уровнем моря.
Лечу в поселок Снежногорск.
Огромное спасибо людям, которые помогли мне найти людей с возможностями помочь мне; людям с возможностями помочь мне, в полной мере реализовавших свои возможности и бывших со мной до полной их реализации…
Летим по реке Рыбной. По берегам еще много снега. Перекат Орон, со своими тремя ступенями, с высоты выглядит потрясающе. Восхищение усиливает тот факт, что перекат я видел также с берега, во время похода по реке Рыбной и мне есть с чем сравнивать вид из иллюминатора вертолета.
Особенно красива первая ступень переката – мощь, напор весенней воды, изящный поворот русла. Так, реку можно видеть только с высоты.
Берега реки и вся тундра, куда хватает взгляда, до самого горизонта, представляют собой выжженный газом  лес-сухостой, сильно контрастирующий своим выбеленным  ветрами цветом, с начинающей оживать после долгой зимы низовой растительностью.
В "благоприятные" дни, газовые выбросы металлургического гиганта, очень запросто, доходят  и до Снежногорска. Сто сорок километров! "Сила"!
Из задумчивости вывел, резко изменившийся вид за бортом вертолета.
Граница мертвого и живого леса. Четкая, прямая, хорошо видимая, совершенно не зависевшая от рельефа местности граница.
Даже резануло по глазам от такой правильной геометрии.
Мертвое и живое дерево соседствуют на расстоянии полуметра, в довольно плотном массиве.
Высотометр, на моих часах, показывает высоту 495 метров над уровнем моря, реальная высота, не более пятидесяти метров. Летим над плато. Смог даже разглядеть вид, из которого могла получиться хорошая фотография: мертвая, сухая елка лежит, под углом  в 45 градусов, на живой, зеленной, через четко выраженную  границу живого и мертвого леса, как символ  вечного противостояния жизни и смерти, света и тьмы…
На горизонте показалось Хантайское водохранилище.
Очень удивлен - ожидал увидеть чистую воду, свободную ото льда.
Водохранилище процентов на 80 стоит подо льдом, в некоторых местах, нет даже заберегов.
Лед  уже весенний, кристаллический, рассыпчатый, но лед, и "навскидку", не менее 50 сантиметров толщиной. Весна в этом году поздняя, холодная.
11 ч. 55 мин – произвели посадку в поселке Снежногорск.
Летное время – 55 минут.
Снежногорск встретил солнечно, тепло.
Остановился у знакомых. С главой семьи, Дмитрием, встречались в Норильске и несколько раз виделись в поселке, когда, в разные года, по зиме, меня заносило в Снежногорс  с  друзьями из "Норильскгеологии".
Встретили радушно, по-домашнему.
С сыном Дмитрия, Максимом, на мотоцикле объехали весь поселок. Побывал в самых живописных и памятных местах Снежногорска, много сделал фотографий. Выбрал удобное место для завтрашнего старта, на правом берегу, как можно ближе к плотине Усть - Хантайской  ГЭС.
 
 
 После импровизированной экскурсии по поселку, занялся поиском и закупкой продуктов, вещей необходимых  в маршруте. Неожиданно для себя, столкнулся с затруднением в вопросе приобретения продуктов – совершенно незнакомый ассортимент. Не знаю таких названий, марок продуктов. Рисковать не хочу, закупая неизвестные продукты в дорогу, переплачиваю, но пытаюсь собрать набор, из известных мне и проверенных в предыдущих маршрутах продуктов.
Закупил газ для газовой плитки.
С собой, из Норильска, в силу строго ограничения по весу, из продуктов взял только сублимированное мясо, шоколад и приправы. Все остальное из продовольствия, начиная от круп, паштетов и заканчивая хлебом  с солью, приобрел в Снежногорске.
Снабжение поселка, в основном, происходит через Игарку, на машинах  – зимой и плавмагазинами, баржами из Красноярска – летом, поэтому ассортимент продуктов в большей степени от красноярских производителей, производителей Сибири. В Норильск же, практически все доставляется авиа или Северным морским путем, от производителей центральной части России. По этой причине и произошли некоторые затруднения при закупке продуктов. Тем не менее, собрал, скомплектовал на твердое удовлетворительно.
Раскладку составил на десять дней. Думаю, что десяти дней, даже с учетом штормовой погоды, на прохождение маршрута хватит с запасом.
 
 День 2
8 июля 2010г. Четверг
п.Снежногорск
Т - +18 -С.
Солнечно
Ветер  10-12 м/с С-В.
Забрав из гаража Дмитрия байдарку и сумку с аксессуарами для неё, в 10 часов, подъехали к месту старта, выбранного накануне.
Плоская  плита, скального берега, плавно уходящая в залив обводного канала, как нельзя лучше для этого предназначена.
Байдарку и снаряжение для водной части маршрута, я за несколько месяцев до старта, опять же, с помощью людей, у которых были возможности мне помочь, переправил в поселок Снежногорск, на сохранение Дмитрию в гараж.
 Сборы, отладка и регулировка механизмов байдарки, заняли несколько часов. За это время, уровень воды в заливе несколько раз менялся. Вода, то стремительно поднималась, то, также быстро спадала.
Из-за этого, едва не упустил байдарку, в последний момент, успев дотянуться до неё веслом.
В зависимости от потребления электрической энергии, нагрузок на агрегаты станции, количество воды, подающееся на турбины ГЭС, регулируется электроникой, поэтому и происходят такие быстрые и значительные изменения уровня воды. 
… за пять минут до случая с байдаркой, она находилась на расстоянии полутора метра от кромки воды!!!
13.58ч – сфотографировавшись на память, попрощавшись с Дмитрием и Максимом, одевшись в непромокаемый костюм, оттолкнулся веслом от берега…
 
 
 Усть – Хантайская ГЭС, одна из самых северных гидроэлектростанций в мире, самая северная  гидроэлектростанция в России. Уникальная  станция, вырубленная в береговых скалах укрощенной северной реки. И я здесь был…!
 
 
Скорость 11 км/ч.
После слива Усть – Хантайской ГЭС, остается только подправлять байдарку веслом, на стрежни реки.
Что ожидает меня за поворотом реки?
Как сложиться судьба маршрута?
Кого и что доведется мне встретить в дороге?
Что я приобрету для себя в этом маршруте?
Еще множество вопросов, которые мысленно, я задаю себе, понимая, что ответ на  все вопросы, могут дать только Путь и Время.
"Ты снова здесь, ты собран весь, ты ждешь заветного сигнала…"
Вся суета и думы, связанные с подготовкой и организацией, остались на каменном берегу залива, обводного канала Усть-Хантайской гидроэлектростанции, теперь я и река одно целое, как это уже было в прошлых маршрутах. Руки мгновенно вспомнили ритм работы, тело самостоятельно откликается на малейшие крены и дифференты байдарки, компенсируя их едва заметными движениями. Почему-то, возникла ассоциация с ездой на велосипеде – один раз научился, смог – это навсегда.
Скорость 11 км/ч.  
 
 
Плотина ГЭС скрылась за поворотом. Сделал телефонные звонки по мобильному телефону, сообщил всем, с кем были договоренности, что "встал" на воду и начал водную часть маршрута. В ответ получил добрые напутствия и пожелания. Спасибо!
Держусь левого берега, под которым, в начале реки, идет основное течение, да и сам берег обрывистый, интересный. На берегу видны следы, оставленные покорителями мощной, неспокойной реки – строителями Усть-Хантайской ГЭС. Разработки, откуда, по-видимому, брали камень для плотины, деревянное строение рухнувшее в воду с подмытого рекой берега, металлические конструкции, которые уже с трудом можно разглядеть на берегу, среди "всепоглощающей"  растительности лесотундры.   
Еще вчера, во время поиска места для старта, обратил внимание на насыщенность и сочность красок растительности в окрестностях поселка. Всего 140 километров  на юг, разница по географической широте между Снежногорском и Норильском, а отличия в природе сразу бросаются в глаза.
В крутых склонах берега, нашли свой дом ласточки. Обыкновенные ласточки! "Всего" 140 километров…!
Через несколько километров от места старта, на правом берегу, показался "Пятый причал" - пристань поселка Снежногорск.
 
 
На пятиметровом причале, укрепленном деревом, стоит башенный кран, высотой двадцать пять метров, предназначенный для разгрузки, загрузки судов приходящих в поселок.
Проходя мимо причала, вспомнил рассказы местных жителей, о том, как весной 1999 года, из-за сложной ледовой обстановки, на реке образовался мощный затор, вода поднялась на небывалый
уровень, затопила аэропорт, склады ГСМ,  до затопления машинных залов Усть-Хантайской ГЭС оставалось несколько десятков сантиметров. Люди строили дамбы из мешков с песком, сутками не уходили с рабочих мест, но смогли предотвратить затопление и разрушение гидроэлектростанции.
 
 
Вспомнил фотографию той весны, на которой, этот, двадцатипятиметровый кран, стоял наполовину   своей высоты под водой реки, показавшей людям, что такое Стихия.
Если бы не фотография, которую видел собственными глазами, никогда бы не смог себе представить такую картину. Даже сейчас, с трудом осознаю, что такое возможно. Действительно Стихия!
 
 
 По реке Хантайке, мне предстоит пройти все 60 километров её протяженности, от шлюзов Усть-Хантайской ГЭС, до впадения в могучий Енисей.
В 1928 году, когда Н.Н Урванцев  впервые исследовал и описал реку, её крупные притоки, озера Малое Хантайское, Хантайское, определил первые астрономические пункты, протяженность реки составляла порядка 170 километров.
После начала сооружения гидроэлектростанции, в 1963 году и начала создания, наполнения Хантайского водохранилища в 1970 году, произошло затопление основной части реки и теперь ее протяженность от ГЭС до впадения в Енисей, всего 62 километра.
Осталось еще два участка реки, соединяющие Хантайские озера с Хантайским  водохранилищем, общая протяженность которых, не более 30 километров.
 Несколько раз останавливался, выходил на берег. Произвел точную регулировку рулевого механизма, перераспределил положение снаряжения в байдарке, для более удобного движения. Осмотрел интересные места на берегах.
 
 
 Восемьдесят два года назад, в это же время, по этой же реке, проходил маршрут Николая Урванцева и братьев Виктора и Николая  Корешковых. Возможно, я выходил на берег в тех же местах, что и они – первопроходцы реки Хантайки, так как, встречались такие красивые  обрывистые скалы, покрытые мощными, вечнозелеными елками, такие живописные утесы, нависающие над рекой, что любой человек, идущий первый раз по реке, не мог бы не выйти на берег в этих местах, чтобы осмотреть примечательности берегов неведомой реки. Волею судьбы, такая возможность  выпала и мне…
 
                                                                                                                                                                          
Во время очередного осмотра берега, недалеко от  воды, в гуще крупного, трехметрового кустарника, обнаружил аккуратный пень от спиленного дерева, обвитый толстыми, великовозрастными  корнями.
А может этот дерево спилили…?
Восемьдесят два года – это не так уж и много…!
Маловероятно очень, но…
Пусть этот пень, останется в моей памяти следом, оставленным именно для меня, выдающимся исследователем  Севера – Николаем Николаевичем Урванцевым.
 
 
 
 22.00ч.          
Солнце клонится к горизонту. Освещение тускнеет. Световой день уступает свое место сумеркам.
Противоположный берег начинает сливаться в одну темную, изрезанную, как крупная пила, полосу.
По хорошему, надо остановиться, разбить лагерь, встать на ночлег, чтобы завтра, с новыми силами продолжить путь.
В сознании, возбужденном песнями Владимира Высоцкого и Юрия Визбора, воспроизводимых на мр-3  плеере, мелькнула, а затем все настойчивее и настойчивее лезет  в голову идея, пройти Хантайку за один проход. Понимаю, что это уже спорт. Время, сроки, расстояние, все то, чего по возможности, я всегда стараюсь избегать.
Теплый вечер, полный штиль. Вода, как будто застыла и превратилась в зеркало, в зеркало из золота, в лучах заходящего оранжевого солнца.
 
 
Скорость движения – 7 км/ч.
Впереди, осталось порядка тридцати километров реки, это еще пять-шесть часов времени, так, что утром уже могу увидеть  Енисей- Батюшку, встретить рассвет на слиянии Хантайки и Енисея.
Заманчиво.
….Холодно.
Почему так холодно?
Открыл глаза и не могу сразу сориентировать сознание. Вокруг белая стена, я в очень непонятной позе, полулежа и… тишина.
Тишина звенящая, тишина абсолютная, тишина добрая, тишина очень знакомая, с ней мне уже доводилось где – то встречаться…
Холодно.
Оглушенное тишиной, забыв на время про окоченевшее тело, отключенное сознание вспыхнуло, как-то все и сразу. И вот, я уже в легком спортивном костюме, полулежу в байдарке, плыву по реке Хантайке. Я в маршруте!
Везде плотный, но легкий туман, похожий на свадебную фату невесты.
 
 
Извини Хантайка, но сегодня, не я твой суженный…
Все мысли, ощущения, сравнения я очень хорошо запомнил. Наверное, потому, что первый раз запоминаешь навсегда. Впервые я уснул на воде, впервые я не контролировал ситуацию.
Время 0 часов 53 минуты. Уже наступило 9 июля.
Предыдущий раз, я смотрел на часы в 23 часа  15 минут, затем, еще какое-то время  шел и видимо во время очередного десятиминутного отдыха, когда отдавался на волю реки, я незаметно для себя уснул.
Как бы я перед собой не бравировал " мы можем все", как бы я себя не убеждал, "что бывает и хуже", эмоциональные нагрузки последних дней, сборов и организации маршрута, взяли свое.
 Разбудив крепко спящую силу волю, с неимоверным трудом заставил себя принять рабочее положение и взять весло в руки. Чтобы окончательно убедиться "кто, есть где", несколько раз стукнул веслом по воде, таким образом, обозначив себя на реке и в реальности.
Никогда еще не работал веслом в байдарке, не отрывая локтей от тела. Работают только кисти рук, лопасти весла едва касаются поверхности воды.
Ленточка-ветроуказатель, закрепленная на носу байдарки, едва различима в тумане, а это всего два метра впереди меня.
Как потомственный правша, потихоньку стал забирать вправо, в надежде, что не придётся  ходить в тумане по кругу.
Есть внутренний карман в костюме, есть компас, который лежит в нем, есть магнитный азимут, который можно взять по компасу, который лежит во внутренним кармане спортивного костюма и избавить себя от русского "авось вынесет". А вот силы воли нет. Не могу себя заставить сделать движения, расстегнуть карман и достать компас.
Ситуация некритическая, острой необходимости в компасе нет. Скорее, она из области "слабо - не слабо", вопрос, который я задаю сам себе, с легкой, ехидной усмешкой.
Уже был готов выбрать первый ответ, как из тумана появилась она…
Мощная корневая система, неопознанного дерева, плывшая в тумане, по темно-зеленой воде, выглядела очень эффектно, сюрреалистично. Сверху, сквозь туман, пробился слабый луч заходящего солнца, и я увидел кадр, фотографический кадр, который обязательно должен быть у меня.
Весло в сторону, сумка с фотоаппаратурой в руки. Смотрю в видоискатель – ничего!
Туман еще сильнее прижал байдарку к воде, поглотив последний солнечный луч и я уже не вижу  того кадра, того "шедевра", из-за которого, не осознавая того, я сделал такие  телодвижения, которые, минуту назад, по моему убеждению, мог выполнить только героический человек, обладающий сумасшедшей силой волей, презирающий слабость тела и духа. Он бы точно, смог достать компас из кармана!
Тяга к прекрасному – великая сила! Наверное, именно она, на заре эволюции, в большей степени, помогла обезьяне стать человеком, после труда конечно.
1.20 мин. – пристал к берегу. Место хорошее, твердое и пологое.
Вопрос с компасом и силой волей, стал казаться смешным, неправдоподобным. Как он только мог, вообще, возникнуть в моей голове.
Согревшись, горячим чаем с лимоном, засыпая в теплом спальном мешке, я вновь услышал тишину…
Прошел за день – 35 км.
Время в пути – 11.20ч.
 
День 3
9 июля 2010г. Пятница
р.Хантайка
 N 68º 05'
E 087º 03'
Солнечно.
Тихо.
На реке штиль.
 
 
Утро вечера мудренее. Сон лучшее лекарство.
Воистину, велика мудрость народная.
Готовя завтрак и собирая  сухой паек на день, я мысленно, уже  шел по реке.
Отдохнув за ночь, восстановив силы, собравшись мыслями и сделав выводы, после ночного случая на воде, мне не терпеться вновь быстрее "встать" на воду и узнать, что ожидает меня за очередным поворотом реки.
Хантайка.
Почему так завораживает и манит меня эта река?
Хантайка.
Почему название мощной, буйствующей, каждую весну ледоходом реки, ассоциируется у меня с именем девочки подростка, играющей солнечным зайчиком на весеннем снегу?
Хантайка.
Почему мне кажется, что я знаю тебя очень давно?
Что же произошло сегодняшней ночью, на самом деле?
 
 
  14.40 ч. Собрав лагерь, уложив вещи в байдарку, продолжил свой путь.
Скорость 5 км/час.
Приходиться прилагать усилия и активно работать веслом, чтобы поддерживать эту скорость.
 Вчера вечером, шел 7 км/час, отключив сознание от работы веслом, сосредоточив все свое внимание на осмотр берегов. Сегодня я не могу этого себе позволить, приходиться постоянно контролировать скорость.
Скорость 5 км/час.
Перебирая возможные варианты происходящего, начинаю понимать, что необходимо остановиться и внимательно посмотреть на берег…
Удивлен!  Поражен! Обескуражен!
Иду против течения! Иду обратно в Снежногорск!
Компас поставил все точки, над всеми буквами, где эти точки должны стоять.
Сразу, быстро и легко понял причину такой откровенной дезориентации.
Ночью, во время сна на воде, байдарку, загруженную более в корму, как и положено, согласно законам физики, развернуло тяжелой оконечностью вперед по течению, так же, как и любое бревно, плывущее по течению реки, всегда плывет тяжелым концом вперед.
В тумане, при нулевой видимости, работая веслом как утка, я не мог сориентироваться и почувствовать изменение направления, едва заметного, течения реки. В результате, исконно левый берег реки, оказался гостеприимным "правым" берегом, в моих ночных скитаниях по реке.
Хантайка, я оценил твою шутку!
 
 
 Через  несколько часов, меня нагнал Дмитрий, идущий с напарником, на двух моторных лодках, к себе на избу, которую они строят на правом берегу Хантайки, недалеко от устья реки.
Ненадолго остановились на воде, обменялись последними новостями.
Вечером должны встретиться еще раз, когда буду проходить мимо их избы. Возможно, остановлюсь там на ночевку, чтобы ранним утром, вместе с Дмитрием, на моторной лодке сходить на рыбалку, на устье Хантайки, где в это время, очень хорошо ловиться нельма на спиннинговую снасть.
Много слышал о тех местах от разных людей, и Дмитрий подтверждает возможность удачной рыбалки.
Пятница. Окончание очередной трудовой недели.
Ближе к вечеру, меня стали обгонять моторные лодки, катера, идущие вниз по реке, на впадение Хантайки в Енисей, отдохнуть после рабочих будней, если повезет, "порыбачить" благородную рыбу.
Кто-то идет за рыбой, кто-то едет на рыбалку.
Подошел к месту, где Дмитрий с напарником строят избу. Очень красивое место. Скала, ручей и густой лес. Великолепный обзор реки, в обе стороны. На берегу одна лодка, на второй, видимо ушли на рыбалку.
Невысокие облака закрыли солнце. Периодически, начинает моросить теплый дождь.
Остановился на противоположном песчаном берегу. Перекусил сухпаем, собранным утром в дорогу.
Побродил по берегу, в ожидании возвращения ребят с рыбалки. Долго и скучно.
Решил, в избе на ночь не останавливаться, а дойти до Енисея и на впадение Хантайки  уже встать на ночевку. С Дмитрием, я должен встретиться в пути.
Так и получилось. Встретились.
Вышли на берег, договорились, что я остановлюсь в устье Хантайки, а рано утром, ребята придут за мной, и мы, на моторной лодке, пойдем на рыбалку.
Во время нашего разговора, к нам подошли на лодке с водометным стационарным двигателем двое рыбаков, идущих на рыбалку, на устье Хантайки. Всем интересно, что это за судно появилось на их реке. Рыбаки находятся в состоянии - "Пятница". Выше среднего.
После расспросов, прощаний и добрых пожеланий, в удачном  осуществлении моих замыслов, рыбаки запрыгнули в лодку, запустили мотор и … пошли вверх по течению реки!
На мой недоуменный взгляд и немой вопрос, Дмитрий с напарником улыбнулись и пожали плечами.
Затем пояснили, что нередко бывают случаи, когда выйдя из поселка на рыбалку, на Енисей, некоторые, умудряются так "расслабиться" после трудовой недели, "снять стресс", что, еще не доходя до устья Хантайки, теряют всякую ориентацию и приходят в сознание, только на следующий день, в месте начала "путешествия", в поселке, откуда вышли на кануне. Свидетелями чего, похоже, мы в очередной раз и стали.
Количеством, литражом "душевного топлива", потребляемого отдельными экипажами за время такой "рыбалки", был восхищен. В очередной раз, появилось чувство некой гордости, за возможности русской души и здоровья.
Повернув за очередной поворот реки, вышел на финишную прямую, в прямом смысле слова, прямую.
 
21.30 мин. Аккуратная Хантайка, бережно передала меня в руки умиротворенного Енисея – батюшки, воды которого, тот час, подхватили мою байдарку и в моем путевом блокноте началась следующая страница маршрута.
Напоследок, развернув байдарку на 180 градусов, глядя на её скалистые берега, виднеющиеся  вдали, я попрощался с Хантайкой. Поблагодарил её за хорошие уроки, преподанные прошлой ночью, за её гостеприимство и историю, благодаря которой и стала возможна наша встреча, к которой мне повезло прикоснуться.
 
 
 Немногие реки имеют такую историю -  историю открытия, освоения и жизни реки.
У Хантайки, эта история есть.
История первооткрытия, история освоения, история, гремящая в 60-х – 70-х годах, уже прошлого века, на весь, еще тогда, Союз Советских Социалистических  Республик. Название  этой реки знал каждый романтик огромной страны, грезящий суровыми испытаниями первопроходцев, первооткрывателей и мечтающий оказаться - " … там, где ребята толковые, там, где плакаты вперед… "
Хантайка, до встречи!
 
 
 Пятница – день, вечером  которого начинаются долгожданные выходные.
Пятница – всероссийский негласный праздник, о котором начинают думать уже в понедельник.
Соответственно, вечером в пятницу, у многих праздничный настрой и настроение.
Всего не предусмотришь. Мои планы разрушила Пятница…
Попрощавшись с Хантайкой и войдя в Енисей, я тут же стал объектом внимания, для экипажей некоторых лодок, которые стояли на якорях, в месте впадения Хантайки в Енисей и занимались рыбной ловлей на спиннинг. 
К одному катеру, с которого активно жестикулировали руками и подавали сигналы, я подошел.
У всех "праздничное" настроение…
После обоюдных приветствий, расспросов о маршруте моего движения, возможностях моего судна, рассказов о рыбе, которую экипаж ловит уже три часа, но все равно её добудет, после моего категорического отказа отпраздновать очередную Пятницу прямо на воде, был угощен хлебом с  домашним салом. Тут же, был пойман на блесну, одним из самых "удачливых" рыбаков и чуть не принял на борт байдарки, с метровой высоты борта катера, "счастливого" пассажира, который хотел исправить это недоразумение.
Пятница, вообще веселый день!
На берегу, где я планировал встать на ночлег, стоят несколько лодок, людей нет – отдыхают где-то поблизости. Поставь я палатку на этом месте, и тысяча и одна ночь посещений и знакомств мне обеспечена. Хотел половить благородную рыбу, с лодки на якоре, со знающими людьми, но видимо, в этот раз не получится.
Одно, очень не хорошо – не могу сообщить Дмитрию, об изменениях моих планов и наших договоренностей. Думаю, утром ему расскажут, что я пошел дальше, вниз по Енисею, без остановки на устье Хантайки.
Спустя десять минут, после расставания с командой "веселого" катера, ко мне подошла моторная лодка с супружеской парой.
С ними, я уже сегодня встречался на Хантайке. На ходу, поприветствовали друг друга жестами. В этот раз, они подошли ко мне и заглушили мотор. Познакомились.
Капитан, в пору своей молодости, тоже ходил на байдарке по горным рекам, знаком с таким средством передвижения. Проконсультировали меня, в каких местах, по ходу моего движения, мне может улыбнуться рыбацкая удача. На прощание, после скромных  моих отнекиваний, был одарен, только, что пойманной нельмой. Спасибо! 
Прошел шесть километров ниже устья Хантайки  и в 23.00ч., уже в сумерках, встал на ночевку.
Поставил лагерь, приготовил ужин, вскипятил воды из Енисея, для завтрашнего дня, разделал и засолил в плотном полиэтиленовом мешке рыбу.
Очень хочется довезти нельму до "дома", создать историю - с каким трудом, я ее "добыл".
Измерил "трофей": длина - 83 см., вес - не менее двух килограмм.
Не доходя до места ночевки пару километров, двигаясь от берега на расстоянии метров ста, стал очевидцем следующего действия:
Плоская скальная плита, плавно уходящая в воды Енисея. Трое рыбаков, с берега "бросают" спиннинги.
Неожиданно, один из них начинает метаться из стороны в сторону, бегать по заводям, поднимая фонтаны брызг, не обращая  внимания, что промокает одежда. Удилище согнулось в кольцо…
И вдруг, в вечерней речной тишине, раздается хлопок, специфический звук, когда рвется перенагруженная нить и следом треск сломанного удилища. Благодаря легкому ветерку с берега, хлопок порванной лески прозвучал очень громко, как – будто, у меня над ухом хлопнули в ладоши. Я даже отложил весло и перестал грести.
Дальше, была громкая, сильноэмоциональная, долгая  русская речь, обобщающая всех и всё на свете - и мать, и бога, и чью - то душу.
Остатки удилища, вместе с катушкой полетели в прибрежные кусты и человек, медленно, сильно ссутулившись, пошел к своим товарищам.
Рыба есть! Рыба немаленькая! Завтра, попробую тоже "покидать" спиннинг, вдруг повезет.
Прошел за день – 32 км.
Время в пути – 8.20 ч.
 
День 4
10 июля 2010г. Суббота
р. Енисей. Правый берег
N 68º 09' 08"
E 86º 34' 47"
Солнечно. Тепло
Ветер 5-6 м/с "Север"
Вышел в 12.30ч.
Скорость 5-6  км/ч.
Чем дальше отхожу от берега, на течение Енисея, тем выше скорость движения байдарки - доходит до 9 км/ч. Возле берега, встречаются места с обратным течением, где скорость падает до 3 км/ч.
С опасением, диктуемым чувством самосохранения, все же, незаметно удаляюсь все дальше и дальше от берега, в поисках течения реки.
Устав вздрагивать от каждого незнакомого скрипа байдарки, разрываться между показаниями, все увеличивающейся скорости на приборе GPS и расстоянием до берега, так же все увеличивающемся, остановился, перестал грести, для поиска компромисса. Как сделать так, что бы и скорость была достойной, и до берега было рядом, на случай экстренной ситуации?
Никак! Необходимо выбирать.
После раздумий, понял – я заложник, заложник  инструкций, рекомендаций заводов производителей.
Почему с самого начала я не включил разум? Почему, откуда – то из глубин памяти, в голову пришли  давно забытые советы, рекомендации, истории, случаи?  Наверное, это инстинкт  самосохранения, заставивший меня, так напрячь нервную систему.
Страх – это чувство. Самое сильное чувство, данное человеку. Неизвестность – прародительница большинства страхов. Не могу понять, почему все скованнее себя чувствую, удаляясь дальше от берега.
А вдруг…!? А вдруг, что-то произойдет с байдаркой? А вдруг я упущу весло? А вдруг оверкиль?
А вдруг…!? А вдруг…!? А вдруг…!?
Вот они, мотивы неуверенности, в мыслях человека, стоящего перед неизвестностью действий, в той или иной ситуации.
Но, я то знаю, что делать и что предпринимать, случись что-либо.
Хорошая подготовка к маршруту и опыт прошлых лет.
Все вещи, снаряжение упакованы в надежные гермоупаковки, раскреплены в байдарке.
С дополнительными объемами плавучести, общий запас плавучести моего судна, не менее 300 литров. При желании, наверное, можно будет сидеть на перевернутой байдарке, свесив ноги в воду.
Спасательный жилет под боком. Весло на поводке. Вода в Енисее терпимо-теплая.
Сегодня утром, даже искупался перед завтраком, но как-то без особого энтузиазма. Несколько часов провести в воде, без последствий – не проблема. Несколько НЗ, для непредвиденных ситуаций, разложены по нужным местам.
Возможные потери: упущу кружку, мазь от комаров и выведу из строя фотоаппарат. И все!
Откуда взялись эти навязчивые опасения и сомнения?
 
Отошел от берега метров на 500, скорость 7-8 км/ч., зависимо от порывов ветра.
По прибору GPS, очень хорошо видно направление движения и сила течения. Два метра в сторону или несколько изменить угол движения от течения – скорость мгновенно падает на  1.5-2 км/ч.
Иду по кромки мощного течения могучей реки.
На берегу, местами, виднеются остатки ледовых полей, оставшиеся после ледохода.
 
 
Через два часа пути, на высоком правом берегу, в лучах солнца, что-то настойчиво заблестело.
Из-за большого расстояния до берега, не могу разглядеть, что это может быть. Очередной навигационный знак? Тригонометрический пункт? Навел фотоаппарат, приблизил изображение в видоискателе.
Крест! На крутом берегу стоит высокий крест и не один. Развернул байдарку поперек течения и направил ее к берегу…
С большим трудом, пробился через густые заросли высокого прибрежного кустарника и поднялся на берег в лоб. Пройдя больше половины подъема, понял, что поднимаюсь по свалке, очень старой мусорной свалке. Если стеклу время ничего не сделало, только придало мутный окрас, то ржавые металлические консервные банки, превращались в абразивную труху, при первом же небольшом давлении. Тщетно пытался найти год выпуска, хоть на одной банке. Не нашел даже намека на надпись.
На краю высокого берега построен мосток, стоящий на опорах и выступающий в сторону реки, метра на три. Интересно его предназначение?
 
 
Енисей, в пору паводка и ледохода, так высоко не поднимается, иначе, весь мусор многих десятилетий, унесло бы в одночасье. Зимой, не думаю, что надувает такие сугробы, чтобы мог пригодиться этот мосток. Неужели его построили только для хозяйственных нужд, чтобы отходы жизнедеятельности убирать, как можно дальше от жилья?
Попытался пройти по мостку, чтобы сделать интересные фотографии, с видом на Енисей. Не получилось. Доски настила - труха. Опоры просели, только я ступил на мост. В этот раз, с инстинктом  самосохранения спорить не стал. Все правильно.
Недалеко от обрыва, находится низенькая, покосившаяся хибарка с обрушившейся стеной и провалившейся крышей, в которой могли бы разместиться, от силы, три человека.
Видимо, когда-то, она давала приют рыбакам и промысловому люду.
В углу, на стене, выцветшая картинка иконы Николая Чудотворца, из какого-то журнала или газеты, даже не могу понять цветная она или черно-белая, но в аккуратной самодельной рамочке.
Многие годы, она оберегала и помогала людям, нашедших здесь кров.
Кругом много битого кирпича, виднеется основания более крупных строений. Все поросло высокой, жесткой травой.
В двадцати метрах от избушки, могила. Небольшой, деревянный фигурный крест, со следами приятной зеленой краски. Размытая овальная фотография, едва проступает силуэт. Не разобрать, мужчина или женщина здесь погребена. Нет ни дат, ни имени.
Поодаль от могилы, стоят два креста. Первым стоит немного покосившийся, высокий, метров под пять, крест из нержавеющей стали, с элементами художественной ковки. Именно он, так заметно блестел на солнце. Основание креста укреплено кирпичом; кто–то, когда-то, уже пытался выровнять крест, в вертикальное положение, но время и ветер берут свое.  
 
 
Ниже, по течению Енисея, стоит крест из металлической трубы, покрашенный в темно-красный цвет.
Крест имеет несколько оттяжек, для противостояния ветровым нагрузкам. Благодаря этому крест  стоит ровно.
Этот крест еще выше прежнего, на уровне глаз прикреплена памятная пластина с выгравированным текстом: «Здесь, в Усть – Хантайке, лежат 270 немцев, Поволжья и Ленинграда, латышей, эстонцев, финнов, погибших в 1942 – 1944  годы от непосильного труда, холода, голода, цынги. Вечная им память. Ваккер, Петри, 2005.»
Достал карту, сориентировался. На карте, это место обозначено как «ур.Усть-Хантайка. разв.», рядом в Енисей впадает речка Галевка.
Усть-Хантайка?
В памяти, информации нашел немного.
В станок Усть – Хантайка, во время Великой Отечественной Войны, привозили на поселение немцев с Поволжья, прибалтов,  людей попавших под жернова репрессий того страшного времени. Привозили целыми семьями, в основном женщин с детьми, стариков.
Высаживали на голый берег и люди, сами, строили себе убежища от непогоды, из материалов, что находили на берегу Енисея, рыли землянки, добывали пропитание. Очень многие, не смогли вынести нечеловеческих условий и навсегда остались на правом берегу Енисея, в месте, обозначенном на современных картах, как «ур.Усть-Хантайка. разв.»
В память о тех  людях, об их мучениях, страданиях и поставлены эти кресты, родственниками, близкими, людьми, которые чтут и хранят эту память.
Кресты очень хорошо видно с реки. Думаю знающие люди, капитаны, рыбаки, проходящие по Енисею, мимо «ур. Усть-Хантайка. разв.», вспоминают историю этого места. И кресты, не дают ее забывать.
Откуда такое название – Усть-Хантайка? До устья р.Хантайки, по Енисею, порядка 15 километров.
Вернусь в Норильск, надо найти материалы по Усть-Хантайке, познакомится подробнее с историей этого станка. Почему, при проработке маршрута, я пропустил это место?
 
 
  Сегодня планирую дойти до р. Фокина, что, в трех километрах от поселка Потапово впадает в Енисей, а завтра утром дойти до поселка, посмотреть, как живут люди, пополнить запасы питьевой воды.
Неожиданно, очень остро обозначился вопрос о питьевой воде, жаркая погода, тому  очень способствует. Не могу найти на берегу, никакого озерца, ручья, лужицы с чистой водой. Все ручьи сухие, а речки, впадающие в Енисей – со стоячей водой в своих устьях, с водой Енисея. Чтобы попробовать собственной чистой воды речушки, необходимо, ни один километр, подниматься вверх по реке.
Если, двигаясь по Хантайке, после консультации со знающими людьми, я пил воду прямо из реки, черпая ее кружкой через борт, то употреблять воду из Енисея, в сыром виде, мои чувство самосохранения и разум отказываются. Приходиться тратить некоторое время на кипячение и остывание воды, чтобы можно было перелить ее в пластиковые бутылки. Не смертельно, но неудобно.
Солнечно. Очень тепло. Голубое  небо, с сочными кучевыми облаками, отражается в зеркальной глади Енисея. Полный штиль. Очень красивые, мощные, идеально белые облака, на глубоком  голубом  небе.
 
 
 До р. Фокина, дошел к 00.30ч., уже 11 июля.
Поставил палатку на правом берегу устья реки.
Видно п.Потапово, но туда, как и планировал, пойду завтра.
За день, очень сильно загорел, завтра надо быть внимательнее.
Распаковал пакет с "пойманной мной"  нельмой, пусть ночью "дышит".
В 2.00ч., намазавшись регенерирующей мазью от ожогов, застегнул вход в палатку изнутри…
 
P.S
В 20.00ч. остановился на перекус.
Во время остановки, возле берега играла рыба и судя по всплескам на воде, рыба большая.
Рядом, в Енисей впадает ручей с мутной водой, образуя небольшой залив. Видимо здесь рыба хорошо кормится.
Закончив трапезу и отчалив от берега, решил испытать рыбацкую удачу.
Отойдя от берега метров на десять, после нескольких "холостых" забросов блесны, в то место, где рыба играла, стало одолевать послеобеденное сонное состояние, когда хочется просто плыть по течению.
В один из таких моментов, когда все тело было расслабленно и наслаждалось медленным дрейфом, произошла поклевка, рыба "взяла" блесну…
Рывок был таким неожиданным и сильным, перпендикулярно оси байдарки, а я расслабленный и неотцентрованный, что на какое-то время потерял равновесие и чтобы избежать оверкиля, отпустил спиннинг.
Развернув байдарку, сильно удивился, когда спиннинг, с мощной пустотелой ручкой, покрытой толстым слоем пробки, медленно тонул на моих глазах…
Что за рыба "взяла" мою блесну? Каких она размеров? Рывок был ощутимо сильным, если смог вывести меня из равновесия. А может просто неожиданным?
Прошел за день – 62 км.
Время в пути – 12 ч.
 
 
 
День 5
11 июля 2010г. Воскресенье
Правый берег устья реки Фокина, впадающей в Енисей.
Солнечно. Тепло
Несильный встречный ветер.
Вышел в 12.30ч.
Всю ночь, мимо моего лагеря ходили моторные лодки, нарушая тишину.
С наступлением ночи, активизировались местные браконьеры.
Один раз, пришлось даже выходить из палатки, так как показалось, что двое рыбаков стоят возле моей байдарки и спокойно обсуждают, где им взять бензопилу для заготовки дров.
В ночном, влажном речном воздухе, при полном штиле, звуковые волны распространяются очень далеко. Никогда еще не сталкивался с этим явлением, в таком, сильновыраженном проявлении.
С трудом, с помощью оптической трубы, отыскал лодку с "лесорубами". Не менее  трехсот метров, выше по Енисею, от моего лагеря, а может и того больше.
Слышимость удивительная.
Очень отчетливо слышал их разговор, слышал неторопливый скрип весел, слышал даже, как бьется снятая с сетей рыба, о металлический корпус лодки. Не трофейный  экземпляр…
 В 13.15ч. пристал к берегу, неподалеку от импровизированной лодочной станции, поселка Потапово.
Отсюда, из селения Потаповского, Николай Урванцев, совместно с Александром Сотниковым, с которым обучался в Томском технологическом  институте и который был родом из этих мест, в 1919 году начал свои первые изыскания и изучение угольных и рудных  месторождений Норильска. Из селения Потаповского, он сделал свой первый маршрут, в сторону Норильских гор.
Селение Потаповское, ныне поселок Потапово, образовано в 1881 году. Названо в честь ссыльного революционера, по фамилии Потапов, который пользовался у местного населения большим уважением.
На берегу, у кромки воды, несколько лодок с импортными лодочными моторами, на самодельных полуприцепах, хозяйственные балки, снегоходы, бережно зачехленные от непогоды, до следующей зимы. Тут же, люди занимаются заготовкой дров на зиму.
По технике сразу видно, что у нее за хозяин. Одна лодка, на полуприцепе, закрыта тентом, другая, в прибрежной канаве стоит свечой, вместе с лодочным мотором.
 Вытащил байдарку на берег, убрал все вещи вовнутрь, зачехлил плотно деку, помня о возможности вероломных действий, со стороны местного населения таких поселков.
Тут же, возле места высадки на берег, появились двое мальчишек, лет десяти, и близко не подходят, и не уходят, наблюдают за мной.
Вот какой у них интерес?
Поднялся по удобной металлической лестнице на высокий берег, где расположился поселок.
Все время оглядываюсь на байдарку. Мальчишки подошли к байдарке, осмотрели, обошли вокруг и пошли дальше, вверх по берегу, отмахиваясь ветками кустарника от комаров, в сопровождении двух огромных, лохматых, но трусливых собак.
Воскресенье. На улице пусто, только небольшая стая голубей, что-то торопливо клюет посередине проезжей части улицы.
Во время осмотра поселка, встретил молодую женщину местной национальности, с двумя детьми, лет шести-семи. Справился о магазине.
Поселковый магазин сегодня на учете, но есть частный, который работает всегда.
Женщина, любезно отправила свою дочку проводить меня до магазина. На девочке легкий летний сарафан и босоножки на голую ногу. Все ноги, руки, плечи в следах, которые остаются после укусов слепней и оводов. Девочка напевает какую-то мелодию и не обращает внимания на такие мелочи. Молодец!
Частный магазин, как ему и положено, находится в небольшой пристройке частного дома. Ожидал увидеть, что-то "а-ля, сделано на коленке". Нет,- заводские стеллажи, электронные весы, магазинные холодильники для мороженого и заморозки. Большой ассортимент. Есть все, что нужно, ничего лишнего.
Хотел отблагодарить девочку мороженым, но она сразу же убежала, как только довела меня до магазина.
Приобрел три бутылки минеральной воды и пакет с крекером.
Поселок понравился. Чисто, аккуратно, уютно. Нет той депрессии упадка, которая мне встречалась в других местах.
Живописный вид открывается на Енисей, с высокого берега, где стоит поселок.
Хотелось бы осмотреть поселок подробней, но без провожатого, это вряд ли получится. Да, и от байдарки надолго отходить не хочется…  
Ближе к вечеру, слушая на плеере аудиорассказы Виктора Астафьева, из повести "Царь-рыба", обратил внимание, что время от времени, то сбоку, то сверху, что-то мелькает.
Списал видения на нескоцентрированый взгляд, работу веслом на автомате, усталость глаз от солнечного света, отраженного от воды.
Что-то не так.… В очередной раз, явно увидел, что справа от байдарки, что-то мелькнуло.
Перестал грести в поисках причины странных галлюцинаций.
Солнечно. На реке полный штиль. На небе красивые кучевые облака. Далеко впереди, на севере, двигается широкий "нехороший" фронт.
Молния!!! Прямо по курсу, сверкнула короткая, хорошо видимая даже днем, молния. Следом, на правом берегу сверкнули, одна за другой, две, более длинные молнии.
Нет ни грома, нет даже треска. Все происходит в полнейшей тишине.
Светит солнце, сверкают молнии и … тишина!  Запоминающаяся ситуация.
Насчитал восемь "хороших" молний, а сколько их было до начала счета?
Судя по всему, гроза где-то далеко, если я не слышу грома, но молнии очень близкие и четкие.
Появилась непонятная тревога. Инстинкт самосохранения начал просыпаться.
Опять, откуда-то на задворках памяти, он откопал лекции по электротехники, с третьего курса горной академии и все сразу стало на свои места – я жертва!!! Жертва несчастного случая, который сейчас произойдет…
На зеркальной глади Енисея, на километры вокруг – я самая наивысшая точка, выше меня нет ничего,
иду практически по центру реки. В хорошем ритме, высоко поднимая  над собой, работаю металлическим веслом и … считаю молнии, разглагольствуя об их природе. Действительно жертва!
Тревога, мгновенно сменилась очень острым ощущением, которое, наверное, испытывает игрок в "русскую рулетку". ДА или НЕТ.
Расположился, как можно ниже в байдарке и короткими гребками, по утиному, как на Хантайке, работая только кистями рук, направил байдарку к правому берегу.
Иду под 90 градусов к берегу, скорость по прибору GPS 3 км/ч.
В 20.00ч. благополучно пристал к берегу.
Шел до берега, от места "озарения", 25 минут -  это приблизительно 1200 метров от ближайшего берега!
Вытащил байдарку на берег, зачехлил от дождя, приготовил непромокаемую плащ-палатку.
Развел большой костер, благо плавника  на берегу с избытком, вскипятил чай.
На берегу  много сочного дикого лука – приятная добавка к моему рациону.
Начал подниматься ветер, стали слышны раскаты грома. Грозовой фронт уже близко.
Удачно я успел выйти на берег.
… грозы я так и не дождался, даже капли на меня не упало. Тучи ушли на восток и похоже, где-то над Норильском "небеса разверзлись".
Опять солнечно, полный штиль. Иду недалеко от берега.
 В 22.10ч. встал на ночевку. 
Задолго до места высадки, услышал, как небольшой ручей впадает в Енисей.
Феноменальная слышимость.
Вода в ручье мутная, болотная.
Устроил походно-хозяйственный вечер.
Перед ужином искупался в Енисее.
По спутниковому телефону связался с Норильском. Сообщил, как у меня дела, где я.
Планирую во вторник прийти в Дудинку, закончить свой маршрут, если конечно Енисей-Батюшка и Дед-Ветродуй позволят это сделать.
 
P.S
Днем, после посещения поселка Потапово, во время движения, поднял голову и засмотрелся голубым небом над рекой.
Работая веслом,  мысленно, не желая этого, вел отсчет  движениям весла: "Раз-два, три - четыре, раз-два, три - четыре… ". Откуда привязалась эта считалка - не могу сказать.
Всматриваясь в высокое небо, пытаясь разглядеть, что-нибудь в ее глубине, за облаками, я продолжал работать веслом и вести счет движениям. По краям взгляда, обращенного в небо, под счет "Раз-два, три- четыре…", мелькали концы лопастей весла.
Через какое-то время, все звуки исчезли, слышал только свой счет. Взгляд остановился между двух облаков, …и небо стало приближаться,… или взгляд проник за видимое.
Я уже не видел, ни облаков, ни мелькания весла, счет становился все громче и я не мог оторвать взгляд от неба. Я куда-то уходил…
С чувством, когда с облегчением просыпаешься в действительности, из-за того, что очень захотел этого во сне, при этом помня об этом желании из сна, я вернулся в реальность.
Небо, облака, река…и счет.
Видимо, это была какая-то разновидность транса, в который я непроизвольно себя вогнал.
Транс на Енисее - любопытная история.
Интересно, из него люди всегда выходят сами?
Прошел за день – 41 км.
Время в пути – 9.40ч.
 
День 6
12 июля 2010г. Понедельник
р. Енисей. Правый берег
N 68º 56' 53"
E 86º 01 23"
Солнечно. Тепло
Будильник, встроенный в часы, сработал в 8.30ч.
Утренняя дымка. На реке полный штиль.
На небе нет ни одной, из моих красивых спутниц, сопровождающих меня в пути, последние четыре дня. Наверное, еще не проснулись.
Вода из ручья, набранная в пластиковые бутылки, за ночь нисколько не отстоялась, даже осадка не появилось. Вскипятил воду в дорогу.
Вышел в 10.30ч.
Прибор GPS показывает, что я приближаюсь к 69-й параллели, параллели воспетой в песнях и стихах о Норильске.
Маневрируя байдаркой, ориентируясь по прибору, пристал к берегу в небольшом заливе, точно по координате N 69º 00' 00''. Одновременно, часы на руке известили, что наступил полдень, ровно 12.00ч. часов дня. Очень символично.
 
 
Прошелся по берегу, в обе стороны от байдарки, в поисках какого-нибудь сувенира с 69-й параллели, сделал фотографии на память.
Ни по берегу, ни по 69-й параллели вглубь берега, интересного сувенира не нашел.
В пятидесяти метрах от уреза воды, на коренном валуне, стоящем  точно на 69-й параллели, построил небольшой каменный гурий, его, конечно, унесет следующим ледоходом, но тем не менее.…
Никогда еще не строил каменные гурии на 69-й параллели.
Уже отталкивая байдарку от берега, неожиданно, в том месте, где была носовая часть судна, внимание привлек  камень. Каменный шар. Практически, идеально круглой формы.
Таких каменных шаров, мне видеть не доводилось. Не встречал я их даже на черноморском побережье, где все берега усыпаны отполированной галькой, различной формы и размеров. А здесь, идеально правильный шар!  И где?!
Точно на шестьдесят девять градусов северной широты, правого берега Енисея!
Редкий и достойный сувенир на память. Все-таки, это какой-то знак!
 
 
На небе появились добрые облака. Температура воздуха явно за 20º С.
Иду весь зачехленный, в тельняшке, с самодельной накидкой на голову, закрывающей шею.
Как не старался, не уберегся. Ощутимо загорело все – руки, спина, шея.
Скорость движения – 9 км/ч.
 
 
После 14.00ч., поднялся встречный ветер. Скорость у берега упала до 3 км/ч.
На реке появилось ощутимое волнение, а то я уже стал забывать, что так бывает.
Где-то в дали, а затем все ближе и ближе, стали слышны раскаты грома. Надвигается гроза, но молний, как это было вчера, не видно.
16.00ч. пристал к берегу, переждать непогоду.
На берегу заметны следы пребывания человека – прочно вбитые в берег металлические сваи, для крепления лодок, остатки рыболовецких снастей, старая, проржавевшая и новая, ненужная в быту, хозяйственная утварь.
По следам деятельности человека, обнаружил в кустарнике, самодельный деревянный  трап, поднимающийся на крутой берег. Поднялся по трапу на берег.
Старое пепелище, когда-то обширного строения. Место пожара уже поросло травой. Ржавая, массивная печка лежит на боку, видимо, ее хотели забрать после пожара, но сил не хватило.
Прошло много времени со дня пожара, а может быть и трагедии, все заросло, разрушаются уцелевшие остатки избы.
Невдалеке, в высокой траве, обнаружил "свежую" нахоженную тропу, уходящую вверх по берегу реки.
… через несколько минут, вышел на добротную избу с верандой, стоящую на деревянных сваях, на крутом берегу.
Небольшая баня, два капитальных сарая; в трех метрах от земли, на дереве, небольшой скрадок  покрытый рубероидом, с приставной лестницей. Заметно, что еще вчера здесь были люди.
Очень чувствуется рука женщины: по-домашнему застелены спальные места на деревянных нарах, цветочки на столе, занавесочки, посуда, удобно расставленная возле стола, на веранде натянута тюль, кружева…
 В сарае аккуратно развешены зимние орудия промысла и рыбалки. Видно, что и зимой, хозяева, тоже не сидят без дела.
Изба поставлена так, что с реки, незнающий человек ее не приметит. К воде спускается деревянный трап, незаметный в высокой прибрежной траве, но нигде, на дверях, замков нет.
Или хозяева снова отстроились после пожара, или погорельцы были их близкими соседями. Скорее всего, первое.
В помещении находится сложно, сильно загорелое тело просит обдува ветром, свежести речного воздуха.
Спустился на берег, приготовил чай, устроил прием пищи.
Ветер дует порывами, которые очень хорошо заметны на поверхности воды. С неба, что-то даже капнуло. Надвигается гроза.
Сидя на валуне, у кромки воды, продолжаю слушать аудиорассказ Виктора Астафьева "Не хватает сердца".
Не слушать, а заслушиваться. Действительно, одного сердца будет мало, чтобы испытать и пережить, все, о чем рассказывает писатель в своем рассказе. Очень сложно представить, что такое может вынести человек. Один человек.
Сознание того, что все это происходило там, где я когда-то был, там, где иду сейчас, прикасаясь к прошлому, возводит все мои чувства в степень. В наивысшую степень.
Сегодня, поймал себя на том, что не работаю веслом, а слушаю рассказ, отдавшись на волю течения.
Сколько это продолжалось, выяснить не удалось.
"Нехорошие" тучи, а вместе с ними и грозу пронесло, как и вчера, в сторону Норильска. Ветер поутих, но на Енисее ходят белые "бараны" – на течение не выйдешь.
До Дудинки, порядка 35 километров.
Пойду потихоньку, вдоль берега.
Скорость, всего 3 километра в час, но они мои…
 На берегу, все чаще, стали встречаться избы, замаскированные в прибрежном лесу.
После  мыса  Ситков, строения стоят на берегу "в открытую" – избы, балки, вагончики – места отдыха, жителей столицы Таймыра.
В некоторых местах, строения стоят буквально рядом, друг с другом, у каждого распадка, овражка, образованных ручьями стекающих в Енисей.
Енисей разделился Шельмовскими островами на части.
По правому рукаву проходит  мощное течение и прикрытый от встречного ветра островами, я развил скорость 12 км/ч.!!!
 
Уже вижу Дудинку, сверкающую на солнце огромными емкостями ГСМ, но до нее еще надо идти.
Скорость очень радует, как говориться, оседлал течение и теперь оно несет  меня – 11-12 км/ч.
Издали, прямо по курсу, приметил металлический буй, закрепленный ко дну реки.
Красный буй,  метра  два - три высотой, очень хорошо заметен на реке.
Возникло желание сделать несколько фотографий на фоне буя.
Не получилось.
За время, что доставал фотоаппарат, меня на огромной скорости пронесло мимо.
Успел увидеть, в сравнении с неподвижным предметом, мощь и напор Енисея. Не верится, что иду по реке с таким сильным течением.
Какой звук издает река, пытаясь сорвать и опрокинуть  этот плавучий знак со своего места!
Какие водовороты остаются на воде, после места противостояния реки с буем! Стихия!
А тут я! Просто иду по реке, без возможности  видеть  всю эту мощь реки с воды.
Все познается в сравнение. В очередной раз в этом убедился.
 
 
Дудинка.
Различаю на берегу, покрытые позолотой купола Свято - Введенского храма, суда стоящие возле причалов порта, баржи на рейде. Очень заметны из-за своей окраски, два судна ледового класса горной компании.
В Дудинку я должен прийти завтра, найти транспорт и вернуться в Норильск. Такие были замыслы, если все получится, как рассчитывал. Вроде все складывается так, как планировал.
Время 21.30ч.  
Заходить в город ночью не хочется, надо остановиться на ночевку, а завтра, утром, пройти оставшиеся километры, но.…  Вновь усиливается встречный ветер, на севере "нехорошие" облака. Енисей еще спокойный, но в воздухе чувствуется, что это затишье перед бурей.
Вспомнил 2004 год, когда, на озере Пясино, стоял на берегу четверо суток, ожидая погоды, чтобы пройти два километра до нужного места. Тогда нас было тоже двое – я и байдарка…
Принял решение.
 
 
 …пройдя мимо двух ледоколов "Талнах" и "Надежда", стоящих возле причалов порта, насмотревшись
вдоволь на процесс работы портовых кранов и буксиров, сделав интересные фотографии, в 23.54ч., 12 июля, причалил к правому берегу реки Енисей, в районе девятого причала речного порта, города Дудинки.
Прошел за день – 61км.
Время в пути – 11.25ч.
 
Жизнь на пристани, стихийно организованной за девятым причалом порта, кипит даже ночью, в будние дни. Кто-то приходит с реки, кто-то собирается в путь.
У местных рыбаков узнал, что в Дудинке, сейчас, машин на линии такси всего несколько и они, ночью, в Норильск не поедут. Надо ждать утра.
Связался с Норильском, сообщил о небольшой корректировке планов, договорился о транспортной поддержке, если не получится ночью найти транспорт до Норильска.
В 4.00ч., закончив сборы, решил посмотреть ночной город и если повезет, самостоятельно найти транспорт.
Дудинка спит. Спит крепким предрассветным сном. Солнце, уже вновь, начало свой неизменный маршрут по небосводу
13 июля 2010 года. А ведь это утро, единственное и неповторимое утро в моей жизни, в жизни всей планеты Земля. Никогда уже не будет четырех часов утра, 13 июля 2010 года!  Никогда!
Каждый миг жизни, существования, бытия, может быть только один раз. Один раз!
"Никогда не вернуться назад,
Как на солнце не вытравить пятна.
И в обратный отправившись, путь,
Никогда не вернуться обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна.
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад, невозможно"
Этот эпиграф, к забытому рассказу Виктора Петровича Астафьева, прочитанного в далекой  юности, я помню на память и посей день. Есть в нем великий смысл…
  В городе не встретил ни одного человека, ни одной машины. Спит город. Только на набережной, с прекрасным видом на Енисей, две группы засыпающей молодежи, еще подают признаки жизни.
Вернулся на берег Енисея. Поставил палатку среди лодок, прицепов, вагончиков, у самой кромки воды.
 
 
  9.00ч.- проснулся в палатке от незнакомых, посторонних звуков.
Дождь! За шесть дней маршрута, первый дождь.
Погода изменилась кардинально.
Прошло всего несколько часов... Здравствуй Север!
Все небо заволокло мрачными  низкими тучами. После легких белых облаков, сопровождавших меня во время маршрута, кажется, физически ощущаю тяжесть давления этих свинцовых туч.
На Енисее  большая волна. Сильный, порывистый северный ветер.… Успел!
 
P.S
Возвращаясь в Норильск, остановились, чтобы сделать фотографии на память, напротив стелы "Таймыр", которая стоит в месте поворота дороги на город Дудинку. 
Подошли два человека. Подошли, чтобы узнать дорогу к освященному источнику, который находится по дороге в Дудинку. Указав им дорогу, я почему-то долго провожал их взглядом, не понимая, что держит мой взгляд.
Обросшие, в одежде и обуви не со своего плеча, но чистые и трезвые, со старым, давно не выпускающимся промышленностью, алюминиевым бидоном в руках и каким-то подобием небольшого рюкзака за спиной, они шли к роднику. Люди со дна…
Один из них с трудом передвигался, сильно хромал, шаркая ногами по асфальту. Другой аккуратно и терпеливо сопровождал его, поддерживая под руку.
Два человека. Две судьбы.
Две судьбы, из одноименной песни Владимира Высоцкого.
Как они добрались до этих мест? На рейсовом автобусе или кто-то подвез сердобольных на автомобиле? Не знаю. Неважно.
Важно то, что они шли. Шли сами. Шли за освященной водой, шли к своей надежде, к надежде на что-то лучшее, сокровенное…
Надежды, не может быть без Веры.
Выезжая из Норильска, проезжая мимо ИТК-15, я увидел православный крест на маковке небольшой часовни, построенной руками людей лишенных свободы, но не лишенных  Веры и Надежды.
Нет! Не кривую и не нелегкую повстречал я на дороге, а встретились мне в пути, Надежда и Вера.
Наши  вечные спутницы и помощники.
Неважно, как  они выглядели, наверное, перед каждым человеком они предстают по-своему и в свое время, главное, они есть и я знаю это.  
         …а Удача мне стала наградой.                                      
 

Copyright © 2012 n69p.ru

При перепечатке или воспроизведении материалов сайта или их части ссылка на авторов и сайт обязательна